- Часто спрашивают: в чем уникальность вашего заповедника? Да ни в чем! - бьет парадоксом заместитель директора по научной работе заповедника "Гыданский" Андрей Горчаковский. - Это типичный, характерный кусочек арктической тундры, который необходимо сохранять для того, чтобы была возможность изучать происходящие там процессы.
Всего в нашей стране чуть больше сотни заповедников. В ЯНАО их два: Верхне-Тазовский и Гыданский. Кроме них, в округе функционируют еще 12 особо охраняемых природных территорий в других статусах. От них заповедники отличаются особой строгостью: здесь запрещена хозяйственная деятельность и сильно ограничено присутствие человека.
В прошлом году Гыданский отметил 20-летие. Сегодня у него немалая подконтрольная территория, близкая к девяти тысячам квадратных километров и включающая в себя, кроме материковой части, острова - Олений, Шокальского, Песцовые, Проклятые, Ровный. А это означает, что в охранную зону попадает и акватория, где водится не только рыба.
Один из активистов Русского географического общества фотокорреспондент предприятия Газпром добыча Ямбург Данил Хусаинов снимал в ходе научной экспедиции, как к белухе прикрепляют датчик, чтобы следить за ее передвижениями. Как настороженно пасется у кромки воды лахтак, он же морской заяц, совсем не "кроличьего" веса, под несколько центнеров. Как любопытный белый медведь заглядывает в поселок к исследователям. Как бесчисленные птицы, большей частью перелетные, оживляют плоский мир прибрежной тундры… Словами сложно передать упомянутое "отсутствие уникальности" Гыданского заповедника. Это необычное место для тех, кто привык жить в городах, среди деревьев и тепла: не всегда живописное, чаще всего холодное, темное, ветреное и заснеженное. Хрупкое в своей ледяной красоте.
Тем удивительней, что подобный ландшафт и правда типичен - именно так и выглядит большая часть северных рубежей России, протянувшихся на тысячи километров побережья Северного Ледовитого океана.
В последние годы на Арктику в нашей стране возлагаются большие надежды. Сотни миллиардов рублей инвестиций, форумы, планы, зоны развития. Это и перспективный транспортный маршрут, и богатейшая углеводородная провинция. Но прежде всего - это природа, которую нужно оберегать не в далеком будущем, а уже сегодня.
Гыданский заповедник, несмотря на свою удаленность от цивилизации и промышленных центров, ежедневно сталкивается с миром людей и его заботами. По морю проходят морские караваны, на шельфе работают геологоразведчики, на юге каслают со стадами ненцы. Конечно, рядом не чадят заводы, но то, что в джунглях зарастет и одичает за сезон, тут будет приходить в естественное состояние десятки и сотни лет. Поэтому каждый шаг здесь требует особой осторожности.
Глобальное потепление из абстрактного аргумента политиков за Полярным кругом превращается в то, что губит, например, белого медведя. Среднегодовая температура растет, площадь льдов уменьшается. Ни в воде, ни на суше хищник шансов на добычу основной пищи - нерпы - почти не имеет.
- Медведь хорошо плавает, но успешно охотиться у него получается, только когда ластоногие выходят на лед, - рассказывает Горчаковский. - Резкое сокращение ледовой площади может привести к тому, что медведь умрет с голоду.
Причин климатической аномалии - множество, говорит ученый. Но, чтобы точно знать роль каждого фактора, требуется собирать и анализировать информацию в планетарном масштабе. А ведь и в самом заповеднике масса малоизученных вопросов, а значит, перспективных.
Кстати
Газпром добыча Ямбург - крупнейшее газодобывающее предприятие в составе группы Газпром. Общество не только строго соблюдает обязательные природоохранные требования в своей производственной деятельности, но и проводит просветительские экомероприятия. Так, при его поддержке готовится к выпуску фотокнига, посвященная флоре и фауне заповедника "Гыданский".