"Сырое": неглупый каннибальский хоррор из Франции
На прошлогоднем кинофестивале в Каннах "Сырое" выстрелило не то чтобы мощно, но достаточно громко. Кто-то якобы не выдержал и вышел из зала, еле сдерживая рвотные позывы, а нескольких других чуть ли не увезли с просмотра на каретах "скорой". И все это, конечно, сделало фильму неплохую рекламу.
Его заметили не только любители провокационного плотоядного (буквально) трэша, но и высоколобые критики, а для современного хоррора подобное - уже достижение. С другой стороны, сама по себе лента - не слишком-то и маргинальна. По содержанию. Хотя до последнего еще нужно докопаться, поскольку первой в глаза бросается все-таки форма.
А по форме это - зрелище не для слабонервных. И в данном случае такой дисклеймер действительно уместен. Французы вообще не раз заявляли о себе как о главных поклонниках визуального экстремизма ("Мученицы" (не путать с убогим американским ремейком!), "Кровавая жатва", "В моей коже" - список можно продолжать), а теперь - в лице Джулии Дюкорно - заявили еще раз. Так что банальным кровопролитием дело не ограничивается. Будьте уверены: обещанный каннибализм вам покажут во всех подробностях. И не раз. Причем по-медицински холодно-отстраненно, и это выгодно отличает ленту от каких-нибудь прямолинейных заокеанских слэшеров.
Тем занятнее, что перемежаются трапезы симпатичными постановочными кадрами с интересными цветовыми решениями; примерно так - на контрасте - иногда поигрывает известный любитель провокаций Ларс фон Триер. У него режиссер Grave явно кое-чему научилась. В том числе и умению ставить диагнозы обществу, где все - включая самых близких - едят друг друга 24/7.
Здесь и заходит разговор о содержании: с помощью нехитрых, но - чего не отнять - эффектных метафор, Дюкорно рассказывает пессимистичную историю взросления, женского полового созревания, бурления гормонов, отчуждения и обреченного на провал сопротивления социальным болезням и духовным перверсиям. Сценарий местами, простите за каламбур, сыроват, зато актеры (особенно сыгравшая протагонистку Гаранс Мариллье) постарались на славу, снабдив происходящее еще и психологическим измерением: любопытно, например, понаблюдать за отношениями двух сестер.
Прокатный успех "Сырому" светит едва ли (а в наших кинотеатрах картину, похоже, вообще не покажут): это в известном смысле очень европейский фильм, которому порой хочется покозырять своим "вторым дном" и показаться "не таким как все". Однако ему хватает изобретательности, навыков постановщика и, в конце концов, черного юмора. А уж на летнем хоррор-безрыбье отведать такого мяса - тем более не грех.
4