31.05.2017 16:00
Поделиться

Как крупная немецкая компания увеличила продажи стройматериалов в РФ

Несмотря на кризис, компания КНАУФ в прошлом году смогла достичь увеличения продаж своих стройматериалов в России. Об этом в интервью "РГ" рассказал управляющий партнер компании Манфред Грундке.

Как КНАУФ оценивает ситуацию в российской строительной индустрии и перспективы ее развития?

Манфред Грундке: На основании нашего опыта предпринимательской деятельности в России мы можем сделать вывод о том, что резкий спад деловой активности, который в последнее время был особенно заметен в строительной сфере, в этом году, по всей вероятности, близится к завершению, и бизнес будет идти успешнее. Об этом свидетельствует и недавний опрос Российско-германской внешнеторговой палаты, проведенный среди германских предприятий, ведущих свой бизнес в России.

С какими результатами группа КНАУФ закончила 2016 год в России? Какие тенденции наблюдались в первом квартале этого года?

Манфред Грундке: Оборот предприятий КНАУФ в России составляет около 40 миллиардов рублей, на наших российских заводах работают более 4000 сотрудников. В 2017 году мы продолжаем инвестировать в оборудование и модернизацию производства в среднем 5-10 процентов от оборота. В прошлом году благодаря хорошему качеству наших стройматериалов и их выгодной цене мы смогли достичь увеличения продаж на 3 процента, несмотря на снизившийся объем строительных работ в стране. В первом квартале этого года мы смогли продать на 9 процентов больше товаров и услуг. Одной из тенденций является увеличение стоимости сырья и материалов при производстве стройматериалов. В связи с волатильностью рубля наши затраты на закупаемое сырье и материалы увеличились за три года почти на 30 процентов, и эти проценты нельзя компенсировать за счет покупателей. Нам остается экономить и стремиться использовать местное сырье и материалы при условии, что они конкурентоспособны по качеству и цене. Мы так и поступили. Только за этот период нам удалось сэкономить 520 миллионов рублей на стоимости сырья и материалов.

Насколько российский бизнес компании КНАУФ зависит сейчас от импортного сырья и оборудования?

Манфред Грундке: Из-за изменения курса рубля импорт оборудования, а также сырья и химических компонентов, которые здесь не производятся, становится дороже. Мы стремимся к максимальной локализации производства, и я могу привести несколько примеров. Новый завод сухих смесей с объемом инвестиций 25 миллионов евро, который мы в настоящее время строим под Самарой, уже этим летом начнет выпускать первую продукцию. Из-за падения курса мы были вынуждены искать местных поставщиков, и, как результат, 60 процентов оборудования для этого завода приобрели у местных производителей. Другой пример - мешки. До кризиса все наши мешки для упаковки сухих смесей поступали из Европы, сегодня мы приобретаем их большей частью в России. Мы сотрудничаем с российским производителем, благодаря чему экономия средств в процентном выражении исчисляется двузначным числом.

Собирается ли КНАУФ продолжать инвестиции в России?

Манфред Грундке: Мы будем продолжать инвестировать во все существующие производства, чтобы вывести их на новейший технологический уровень. Благодаря инвестициям в размере более 3,5 миллиарда рублей мы значительно повысим производительность одной из двух линий на предприятии по производству картона "КНАУФ ПЕТРОБОРД" в Ленинградской области. Одновременно повысим производительность и качество продукции. После покрытия потребности в России было бы возможно экспортировать часть картона в страны Евросоюза. В этом году мы достигнем также полного импортозамещения в отношении цементных плит АКВАПАНЕЛЬ, запуская новый завод в Новомосковске Тульской области.

Как вы оцениваете экспортный потенциал российских производителей? Каковы основные направления экспорта строительных материалов из России?

Манфред Грундке: Наши заводы в Ступине Московской области и Тюмени поставляют изоляционные материалы на основе минеральной ваты в Среднюю Азию, а также в Швецию, Норвегию, Финляндию. До кризиса поставки в эти страны осуществлялись из Англии. Мы экспортируем тысячи тонн картона в Казахстан, Узбекистан и Азербайджан.

Какие ограничения для развития бизнеса вы видите в России? Что может сделать государство, чтобы устранить их?

Манфред Грундке: По моему мнению, серьезно препятствуют развитию экономики в России инфляция и курс валюты, а также экономическая ситуация в целом и проблемы финансирования строительных объектов. И здесь государство может предпринять определенные усилия, чтобы улучшить инвестиционный климат.

Как вы планируете развивать проект по модульному строительству в России?

Манфред Грундке: Мы думаем над тем, что можем сделать, чтобы быть конкурентоспособными в экономичном сегменте жилищного строительства. Выполнение индивидуальных пожеланий клиентов с применением готовых элементов стабильного качества, изготовленных промышленным способом, может обеспечить жилье по стоимости 40 000 рублей за квадратный метр. Вместе с российскими партнерами мы хотим построить дом до 8 этажей, который соответствовал бы международным стандартам комфортности и энергоэффективности жилья. Для реализации этой концепции, предполагающей использование 100 процентов российских строительных материалов и комплектующих, мы сотрудничаем с российскими проектировщиками. Мы не планируем сами строить, а выступаем партнером в поставках комплектных систем для эффективного строительства.