Традиционно одним из информационных ресурсов о состоянии отрасли служат рейтинги предприятий, в которых по различным группам показателей представлены основные игроки отрасли. "Есть рейтинг - есть рынок, нет рейтинга - нет рынка, - пояснила председатель Ассоциации оздоровительного туризма Елена Трубникова.
Больше всего (48 здравниц) приходится на Краснодарский и Ставропольский края, а также Крым. Среди лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности и лидеров по эффективности бизнеса преобладают санатории из некурортных регионов (Татарстан, Башкортостан). Либо территорий, завоевавших признание как общероссийские курорты лишь сравнительно недавно (Алтайский край). Судя по составу лидеров рейтинга, раскрученность, популярность того или иного курорта служат хорошим подспорьем для бизнеса и привлечения внимания потенциальных инвесторов, но затенить важность качества инвестсреды и уровня менеджмента не могут. По этим показателям в рейтинге можно выделить относительно небольшую, но самую перспективную группу частных компаний, готовых вкладывать в развитие санаториев именно как бизнес.
По масштабу бизнеса и по инвестиционному потенциалу лидируют здравницы из южных регионов. Причем три верхних строчки по инвестпотенциалу занимают объекты Крыма, в развитие инфраструктуры которого государство вкладывает колоссальные средства. Уже сейчас санатории полуострова демонстрируют, по мнению экспертов, феноменальную динамику по выручке - 180,9 процента за 2015 год, что позволяет им пока мириться со сравнительно низкой загрузкой номеров - 68,5%. Для санаториев Краснодарского края, где номерной фонд работает еще хуже, это может стать серьезной проблемой - по закредитованности они лидируют в рейтинге.
Почти треть существующих на Ставрополье курортов получили высокую оценку независимых экспертов, в рейтинг "ТОП-100" вошли 26 здравниц региона. По словам заместителя председателя правительства Ставропольского края Ирины Кувалдиной, удалось понятие "санаторий" переориентировать от лечения до оздоровления с предоставлением услуг отдыха, рекреационных услуг. Предстоит еще настроить продукт на конечного потребителя, уверена директор по развитию Zdravo.ru Светлана Бабурина. То, что сегодня предлагают многие российские санатории, и то, как они это делают, ассоциируется с больницей. Эксперт уверена, что санаториям важно уделять внимание "упаковке" продукта, ориентироваться на потребности потенциальной целевой аудитории, хорошо понимать своего клиента.
Сейчас в правительстве рассматривается вопрос о продлении действия федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма (2011-2018 годы)" до 2015 года. Ожидается, что объем инвестиций, привлекаемых в отрасль, превысит 100 миллиардов рублей. Причем большая часть этих средств будет получена из внебюджетных источников