31.05.2017 17:20
    Поделиться

    Президент Henkel РФ: Кризис дал новые возможности для роста и развития

    В прошлом году в компании Henkel успешно завершился очередной стратегический цикл. Все основные цели по росту и по показателям доходности компания выполнила. На следующий четырехлетний период - с 2017 по 2020 год - принята новая стратегия развития, о которой "РГ" рассказал президент компании Henkel Россия Сергей Быковских.

    Сергей Львович, каковы основные приоритеты новой стратегии компании?

    Сергей Быковских: В новой стратегии определены четыре приоритета: интенсивный прибыльный рост, необходимые вложения в рост компании, повышение оперативности - то есть способность компании быстро адаптироваться к переменам, оперативно отвечать на новые вызовы, а также цифровые технологии, которые обусловили колоссальную трансформацию всех сфер экономической деятельности и поведения потребителей. В условиях экономической нестабильности особенно важно правильно распределить ресурсы. Наша компания инвестирует в основном в рынки с наибольшим потенциалом роста, которые обеспечивают сверхпропорциональную доходность. С этой точки зрения Россия является стратегическим рынком для Henkel и входит в пятерку крупнейших стран, даже несмотря на все кризисные явления и период сильной девальвации рубля. Здесь мы продолжаем расти прибыльно.

    Чем российский рынок отличается от рынков других стран?

    Сергей Быковских: Российский рынок перспективен и крайне важен для нас, но требует особенного подхода, который состоит в том, чтобы не зависеть от краткосрочных изменений. Чтобы быть успешным на этом рынке, важно производить здесь. В борьбе за кратко- и среднесрочные результаты мы сохраняем фокус на долгосрочной цели. Это - устойчивый рост компании. Для этого важно инвестировать в инфраструктуру, команду, иметь солидную производственную платформу. Мы это делали весьма последовательно.

    В настоящий момент все три бизнес-сектора - косметика, чистящие и моющие средства, клеевые технологии - обладают своим локальным производством, и мы постоянно наращиваем производственные и логистические мощности. Вторая особенность российского рынка - важно развивать здесь сильную локальную организацию, поскольку люди, которые здесь выросли и приобрели опыт работы, как никто другой, хорошо понимают, что на этом рынке необходимо делать. Наконец, важно учитывать особенности локального потребителя и предлагать продукты, которые отвечают его запросам. А если смотреть на возможность роста в отдельных категориях, в которых мы работаем, у российского рынка есть немалый потенциал. Например, он несомненно будет расти в категории чистящих и моющих средств, поскольку еще далеко не во всех домохозяйствах в нашей стране используются посудомоечные машины. Конечно, у российского рынка есть и определенная специфика. Если, к примеру, говорить о потребительском сегменте, здесь иные принципы построения дистрибуции, уровень концентрации торговли не такой, как на развитых рынках. Поэтому мы работаем не только с крупными сетевыми дистрибуторами, сетевыми национальными ретейлерами, но и со средними и даже мелкими. А в чем-то наш рынок даже опережает мировой: например, если говорить о канале электромнной коммерции, то на зрелых рынках темпы роста онлайн-продаж достигают примерно 20 процентов, а в России в некоторых сегментах - больше 30-40 процентов.

    Поясните, в чем же именно наш рынок оказался впереди?

    Сергей Быковских: Например, это беспримерное проникновение цифровых технологий во все сферы жизни: сегодня доступный бесплатный быстрый Интернет есть практически везде. Доля цифровых мобильных устройств у нас также очень большая - используется больше мобильных устройств, чем персональных компьютеров. Наш потребитель через мобильные устройства узнает о продуктах, получает новую информацию. Лидерами мнений раньше были те, кого называли селебрити - известные люди. Сегодня это блогеры с огромным количеством последователей, миллионы людей следят за тем, что они пишут или показывают в своих блогах. Мы это тоже учитываем, когда выстраиваем коммуникацию с потребителем. Также пример, о котором я уже упомянул, - появление электронных каналов торговли. Это очень быстро растущий сегмент. Пока удельный его вес в ретейле невелик, но темпы роста совершенно фантастические.

    Чтобы быть успешным на российском рынке, важно производить здесь

    А как цифровые технологии меняют внутренний процесс работы компании?

    Сергей Быковских: Эти изменения огромны: сегодня с помощью мобильных устройств идет и сбор данных с торговых точек, и выкладка товара. Передача данных в режиме онлайн в разы увеличивает скорость работы, обеспечивает гораздо более высокое качество принятия решений, потому что они основываются на точных данных. Мы используем цифровые площадки и для работы в индустриальном бизнесе - наши клиенты в бизнесе клеевых технологий имеют возможность заказывать товар через электронные платформы. Свою команду мы сейчас также обучаем, тренируем совсем не так, как делали это еще несколько лет назад.

    А в чем здесь произошли значимые перемены?

    Сергей Быковских: Прежде компания собирала ключевых менеджеров, руководителей и проводила с ними конференции, дальше эта информация каскадировалась на других встречах - для других сотрудников. А сейчас, проводя любые совещания, встречи, мы можем одномоментно подключать в режиме передачи картинки и звука практически всех сотрудников - это мобилизует и объединяет подходы к взаимодействию, обеспечивает координацию всех структур. У нас колоссальное количество тренингов, доступных в режиме онлайн. Широко используем вебинары, их готовят наши сотрудники, которые работают удаленно за тысячи километров, либо в нашей структуре, либо в структуре наших партнеров. Недавно у нас прошел глобальный digital day, который длился около 6 часов для всех сотрудников из всех стран. В штаб-квартире было организовано выступление представителей, экспертов из отраслей цифровых технологий, компаний электронной торговли, медиаагентств, Google, Amazon, которые рассказывали о цифровых трендах последнего времени. Причем можно было не только слушать лекции, но и задавать вопросы, участвовать в дискуссии. Такого рода тренинг - один из способов вовлечения максимально широкого числа сотрудников в процесс осмысления новых цифровых технологий, их использования на практике. Для компании важно, чтобы каждый сотрудник проникся новыми технологиями.

    Устойчивое развитие предполагает повышение эффективности бизнеса. Есть ли тут достижения?

    Сергей Быковских: Конечно, для нас устойчивое развитие - это не только финансовые показатели, это в первую очередь баланс между экономической деятельностью и воздействием на окружающую среду. В компании определены четкие цели для повышения эффективности использования ресурсов, согласно которым к 2030 году все продукты и процессы нашей компании должны стать в 3 раза эффективнее, другими словами, наш принцип "делать больше, используя меньше" - мы увеличиваем выпуск продукции, одновременно снижая потребление ресурсов. Только за последние четыре года нам удалось сократить потребление воды, энергии и снизить количество отходов в среднем на 15 процентов.

    Ваша компания успешно локализуется в России. Каковы дальнейшие цели в этом направлении?

    Сергей Быковских: Мы понимаем локализацию не только как поиск локальных поставщиков сырья, но и как развитие своей производственной базы. Локализация в период кризисных явлений, курсовых колебаний позволяет полнее соответствовать ожиданиям потребителей. Мы понимаем, что трудный экономический период сильно бьет по карману потребителя, и хотим, чтобы наша продукция оставалась максимально доступной, соответствовала запросам рынка. Уровень локализации по готовой продукции у нас достигает 80 процентов. На уровне сырья и упаковки этот показатель несколько ниже, потому что пока мы либо не можем получать требуемое качество, либо некоторые виды сырья или упаковки просто отсутствуют в России. Но и здесь у нас есть совместные проекты - мы обучаем производителей, работаем над своими формулами без ущерба для их качества. На этот год мы уже определили пакет проектов, которые позволят еще больше увеличить глубину локализации.

    Что нового предложит компания российским потребителям в ближайшем будущем?

    Сергей Быковских: Долгосрочный успех нашего бизнеса в России мы связываем прежде всего с теми инновациями, которые предлагаем на рынке. В подразделении косметики в этом году мы предлагаем продукты с революционными технологиями OmegaPlex и SALONPLEX. Они защищают волосы от повреждений во время окрашивания, а также воссоздают разорванные связи в структуре волоса. Выпускаем много продуктов с натуральными компонентами. В категории чистящих и моющих средств тоже предлагаем много новинок, связанных с новыми рецептурами - более эффективными, энергосберегающими, отвечающими предпочтениям потребителей в части отдушек и легкости применения.

    Локализация в период кризисных явлений, курсовых колебаний позволяет полнее соответствовать ожиданиям потребителей

    Какие ожидания вы связываете с Петербургским экономическим форумом?

    Сергей Быковских: Для нас форум - это прежде всего возможность из первых уст получить от лидеров, политиков, чиновников информацию об изменениях, которые могут происходить в экономике, о том, как они видят дальнейшее экономическое развитие страны. Вторая возможность, которую мы хотим использовать, - это встречи с руководителями регионов, в которых мы работаем, обсуждение с ними текущей ситуации, обмен мнениями. Как показал прошлогодний форум, вопросы, которые на нем обсуждаются, всегда быстро находят решение. Наша компания на российском рынке чувствует себя уверенно. Эта уверенность обусловлена наличием грамотной, долгосрочной стратегии, мы понимаем, как нам необходимо развиваться. За прошедшие два-три года мы продемонстрировали, что можем успешно развиваться не только в период бурного роста экономики, когда все легко, но и с кризисными вызовами справляемся тоже успешно. Компания качественно выросла за это время. Конечно, в трудные периоды возможны и ошибки, но на них можно и учиться, а главное - не пасовать перед трудностями, и успех придет.

    Поделиться