Г-н Шепп, совпадают ли ожидания немецкого бизнеса о перспективах сотрудничества с российской стороной с тем, как реально развивается экономическая ситуация в России?
Маттиас Шепп: "Коллективный ум" компаний - членов ВТП работает лучше, чем институты по опросу общественного мнения: когда я пришел в ВТП год назад, то был удивлен, насколько точны оценки гендиректоров немецких компаний в России. Согласно февральскому опросу по деловому климату, 68 процентов опрошенных с оптимизмом смотрят на перспективы развития российской экономики в 2017 году, 63 процента ожидают рост оборотов на рынке. Это говорит о том, что российская экономика и немецкие компании шагают более или менее в одном темпе. Согласно опросу, 40 процентов компаний исходят из того, что будут нанимать в России больше сотрудников. Это означает, что почти половина компаний рассчитывает на рост.
Оправдала ли себя ставка на локализацию в регионах?
Маттиас Шепп: Немецкий бизнес может гордиться: он начал разворачивать производство в России еще до появления понятия "локализация", которое стало в последние годы очень модным. Например, компания Knauf в 1990-х годах была одним из международных первопроходцев на российском рынке. Наш опрос в октябре прошлого года показал высокую готовность немецкого бизнеса локализовать производство в России.
55,6 процента компаний уже разместили производство в стране и намерены расширять его. Около 20 процентов фирм планируют открыть производство в России в ближайшие два года. Эти цифры говорят о росте интереса немецкого бизнеса к России. Однако немецкий бизнес сталкивается с определенными проблемами: в наших опросах компании часто упоминают протекционистские тенденции. Кроме того, для создания современного производства необходима развитая инфраструктура поставщиков и квалифицированный персонал. И с первым, и со вторым наши компании испытывают недостаток. Тем не менее сотрудничество крупных немецких компаний с российскими поставщиками набирает обороты. Причем не только для заводов в России, но и для экспорта производимых на мировом уровне компонентов в другие страны. Например, стекла для автомобилей Volkswagen поставляются из России на заводы в Европе. Это подтверждает то, что политика привлечения инвесторов способна содействовать модернизации российской экономики и делать ее конкурентоспособной в мире.
Какие наиболее значимые проекты немецкого бизнеса будут реализованы в России в 2017 году?
Маттиас Шепп: Можно назвать два крупных проекта из сферы автопрома для России: концерн Volkswagen инвестирует в расширение производства в Калуге 477 миллионов евро с 2014 до 2017 года, а Daimler подписал контракт на строительство завода Mercedes-Benz в Подмосковье. Объем инвестиций составит 200 миллионов евро. Компания PETKUS, производитель оборудования для сельского хозяйства, планирует построить новый кукурузокалибровочный завод в Ставропольском крае. Хочу подчеркнуть, что для развития экономики важны не только крупные инвестиционные проекты, но и постоянный поток относительно небольших инвестиций со стороны малого и среднего бизнеса - то есть тех компаний, которые являются костяком германской экономики. Эти компании тоже заинтересованы в России, и они понимают, что могут потерять российский рынок без локализации производства. В основном это связано с курсом рубля: по сравнению с 2014 годом цены для российских импортеров значительно выросли, некоторые продукты сейчас стало выгоднее производить в России, чем ввозить их из-за границы. Несмотря на ухудшение двусторонних отношений в политической плоскости, бизнес заметил положительные тенденции. Прежде всего речь идет об улучшении делового климата. Россия поднялась в ежегодном рейтинге Всемирного банка Doing Business на 80 позиций за пять лет и в 2016 году заняла 40-е место. По скорости регистрации и перерегистрации собственности Россия входит в первую "десятку".
Какую долю немецких инвестиционных проектов в России составляют создание наукоемких, высокотехнологичных производств?
Маттиас Шепп: Немецкие компании, локализовавшие производство, используют новейшее оборудование. Как минимум, один раз в месяц я бываю на немецких заводах в России. Меня всегда поражает, на каком высоком технологическом уровне построено производство. Например, компания WILO использует новейшие технологии и разработки. Она вложила 35 миллионов евро в производство насосного оборудования в Ногинске. Завод CLAAS на юге России является одним из наиболее современных в мире по производству комбайнов. Крупные вложения способствуют модернизации экономики России, в то же время они являются хорошим стимулом для других инвесторов. ВТП активно содействует в установлении равных прав - наряду с местными производителями - для иностранных компаний, локализовавших производство и использующих в основном российские компоненты.
Будет ли стабилизация экономики в России способствовать приходу на наш рынок новых компаний из Германии, какие сферы деятельности они могут представлять?
Маттиас Шепп: По результатам нашего опроса, немецкие компании считают наиболее перспективными отрасли сельского хозяйства, машиностроения, энергетики и химического производства.
Появились ли новые лидеры среди российских регионов с точки зрения привлечения инвестиций?
Маттиас Шепп: Среди наиболее привлекательных с точки зрения инвестиций регионов немецкие компании называют Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Татарстан, Калугу, Краснодар, Екатеринбург, Самару, Ульяновск и Липецк. Многие предприниматели выбирают Москву и Санкт-Петербург из-за большого потребительского рынка и высокой покупательской способности. Для некоторых инвесторов важную роль играет и близость к Германии: комплектующие и запчасти можно быстро доставить в Россию.
Сегодня мы наблюдаем, как российские регионы соревнуются друг с другом в улучшении бизнес-климата, чтобы привлечь инвесторов, в том числе иностранных. Многие губернаторы даже дают свой личный номер телефона для прямой связи. Благодаря более активной поддержке со стороны региональных правительств бизнес начал больше присматриваться к регионам.
Много ли компаний из Германии уже заключили специальные инвестиционные контракты (СПИК)?
Маттиас Шепп: Мы рады, что половина из шести СПИКов приходится на долю немецких компаний. На прошлогоднем Петербургском международном экономическом форуме был подписан первый специнвестконтракт с немецким производителем сельскохозяйственной техники - компанией CLAAS. После этого СПИКи заключили еще две компании - производитель станкового оборудования DMG MORI, вложивший в российское производство более четырех миллиардов рублей. В феврале СПИК был подписан с концерном Daimler на строительство завода в Подмосковье. До конца года этот список может пополниться. Важно, чтобы уже действующие контракты дали положительный результат в среднесрочной перспективе, чтобы у бизнеса не возникало сомнений в эффективности этого инструмента.
Как развивается торговля между Россией и Германией? Что, на ваш взгляд, еще нужно улучшить?
Маттиас Шепп: Российско-германская торговля в значительной части состоит из поставок энергоносителей. Когда цены на нефть резко упали, объем торговли снизился. Поэтому отрицательные цифры на деле не так страшны, как можно предположить.
Россия продолжает курс на модернизацию экономики и реформы, улучшает инвестиционный климат. Потери доверия, которое мы замечаем на политическом уровне, среди предпринимателей не произошло. Бизнес является надежным мостом между нашими странами в политически сложной ситуации. На этом фундаменте надо работать более высокими темпами и углублять наши отношения. Что касается конкретных улучшений, то хотел бы отметить нашу рабочую группу по вопросам таможни, транспорта и логистики. Она пользуется наибольшим спросом среди компаний-членов, так как таможенные вопросы по-прежнему являются наиболее важными и иногда проблематичными. Мы рады, что находимся в тесном сотрудничестве с партнерами из Федеральной таможенной службы. В результате наблюдаем заметное ускорение процессов. Для бизнеса очень важно не тратить много времени на таможенных пунктах: чем скорее комплектующие и запчасти будут доставлены из Германии в Россию, тем лучше. Каждая компания, которая локализует производство в России, нуждается в комплектующих. И это не одностороннее движение: часть немецких компаний за последние два года сумела компенсировать потери на российском рынке экспортом произведенных на местах товаров, в том числе, в страны ЕС, а также Китай и Вьетнам. Если таможенные процедуры ускорятся, это будет выгодно всему бизнесу в целом, в том числе и российскому.
Ровно год назад вы приступили к работе в ВТП. Каковы ваши личные впечатления об этом периоде? Что вам понравилось, удивило, что нужно поправить?
Маттиас Шепп: Я очень люблю свою новую работу. Выстраивание отношений между Германией и Россией для меня не только работа, это дело сердца и души. Я рад, что мы смогли стабилизировать положение ВТП в условиях экономической стагнации в России и возникших политических конфликтов. Мы ввели новые направления в работе ВТП. У нас появился комитет по цифровыми технологиям и еще три рабочих группы - по стартапам, информационной безопасности, по электронной коммерции и электронному маркетингу. Я приятно удивлен, сколько конкретных проблем мы можем решить совместно с нашими партнерами в министерствах и других бизнес-ассоциациях.