В прошлом году основными сферами для инвестирования были транспорт и связь, добыча полезных ископаемых, операции с недвижимостью. Реально ли расширить этот список?
Сергей Катырин: Иностранные инвесторы называют сегодня самыми перспективными отраслями российской экономики сельское хозяйство, пищепром и фарму. По оценкам экспертов ТПП РФ, далее по привлекательности находится машиностроение и только потом сектор ископаемых энергоносителей. По сравнению с прошлым годом утратила свои позиции отрасль информационных технологий и телекоммуникации. К сожалению, пока малопривлекательна для инвестиций электротехника.
Если говорить о планах зарубежных компаний, то они в значительной степени связаны с локализацией производства и привлечением большего количества российских поставщиков. Эти проекты нужны российской экономике для обеспечения технологической независимости, а бизнесу - для повышения конкурентоспособности благодаря использованию отечественных высокотехнологичных решений.
Что, на ваш взгляд, не хватает иностранному бизнесу для работы в российских регионах?
Сергей Катырин: Наиболее значимой проблемой, снижающей инвестпривлекательность, является нестабильность законодательной базы, ее частые изменения. Эта проблема очень серьезна даже в сравнении с высокими административными барьерами и коррупцией. Наиболее сложными областями нормативно-правового поля являются, по мнению инвесторов, сферы техрегулирования, трудовое законодательство и административное право.
В феврале 2017 года Восточный комитет Германской экономики и Российско-Германская внешнеторговая палата в четырнадцатый раз провели среди 190 немецких компаний, ведущих бизнес в нашей стране, ежегодный опрос, посвященный деловому климату в России. Как отмечают респонденты, условия для предпринимательской деятельности в России значительно улучшились. Почти половина опрошенных компаний отметила положительное или относительно положительное развитие бизнес-климата в течение 2016 года, 68 процентов компаний с оптимизмом смотрят на перспективы развития российской экономики в 2017 году. Отрицательно на бизнесе в России сейчас сказываются инфляция, скачки курса рубля и пока все еще слабая конъюнктура. К этому добавляются протекционистские меры, в частности при проведении тендеров на госзакупки, в отношении импортных сделок и при оформлении разрешений.
При этом треть опрошенных компаний намерена в течение года вложить средства в свой бизнес в России (в 2016 году - 23 процента). Из этих 63 компаний 49 назвали размер инвестиций: в сумме это 301 миллион евро (в прошлом году 366 миллионов). Основными регионами инвестактивности остаются Москва и Санкт-Петербург, однако реализация нескольких новых проектов планируется также в Самаре, Краснодаре и Татарстане.
Считаем, что на этапе знакомства с инвестором администрациям территорий необходимо руководствоваться тремя "не". Не делить инвестиции на крупные и незначительные или на важные и несущественные. Не дать бюрократическим препонам задушить инвестпроект на начальной стадии. Не предлагать учесть в инвестиционных меморандумах обременения (например, обязательство по строительству детского сада). Эти нехитрые правила дадут инвестору понимание, что успешная реализация проекта также важна и для региональной администрации.
Насколько эффективен для привлечения инвестиций может быть новый механизм - приоритетные проекты, если его бюджетная поддержка весьма скромна?
Сергей Катырин: Не согласен. 183 миллиарда - это неплохие деньги для нового механизма управления бюджетными ресурсами, основанного на проектном подходе. В утвержденные проекты закладываются однозначно измеримые, понятные цели, жесткие сроки, координация между различными уровнями власти. Постепенно проектный подход должен стать нормой госуправления на всех уровнях. Для этого, в частности, реализация целей проектов будет увязана с системой поощрения чиновников. Кроме того, будет публиковаться рейтинг федеральных и региональных органов власти, задействованных в проектной работе.
К сожалению, опыт показывает, что есть дефицит качественно проработанных региональных проектов, особенно в сфере МСБ. Очень часто представленные на рассмотрение в палату проекты не включают расчеты окупаемости, сроки реализации, суммы вложений, анализ рынка. Крупный бизнес всегда найдет выход для привлечения инвестиций даже в самых жестких условиях. Что же касается малого и среднего, то дефицит инвестресурсов для него - будничное дело, поскольку даже среднее предприятие не может позволить себе ни существенных резервов, ни получения кредитов под залог ценных бумаг, ни даже использовать те же амортизационные отчисления, которые очень малы.
В целом для оживления инвестиционной деятельности следует замкнуть на национальную экономику кругооборот финансов предприятий, денежных средств населения и бюджетных ресурсов, развернуть финансовые потоки в сторону промышленного сектора, что предполагает существенную корректировку сложившейся модели инвестиционного процесса.
Пенсионный фонд, ПИФы могли бы стать источниками длинных денег. Но почему этого не происходит?
Сергей Катырин: Бизнес, безусловно, проявляет интерес к работе со средствами Пенсионного фонда, которые могли бы стать "длинными" деньгами. Но до сих пор у нас нет механизмов и гарантий их безопасного привлечения и использования. Безусловно, они появятся, только вот сроки прогнозировать не берусь.
В мире уже давно работают соответствующие механизмы. К примеру, в США до 90 процентов денежной эмиссии формируется под покупку государственных ценных бумаг, выпущенных, в свою очередь, для финансирования конкретных инфраструктурных или масштабных производственных проектов. То есть эмиссия в этом случае является точечной, таргетированной, и средства поступают в экономику, а не на биржевые операции.
Многие страны позволяют своим пенсионным фондам вкладывать средства в различные финансовые активы. Наиболее предпочтительным вложением считаются инвестиции в облигации с фиксированным доходом, особенно в государственные ценные бумаги, позволяющие минимизировать риск. Но при этом следует заметить, что в странах с надежной и развитой финансовой системой и пруденциальным надзором повышенным спросом пользуются все же вложения в акции крупных компаний с высоким рейтингом, паевые фонды, недвижимость и другие высокодоходные активы.