Почему западные страны видят в БРИКС угрозу своим интересам

БРИКС многие рассматривают как уже формализованное интеграционное объединение, институционально оформленное. Это не так: по своей сути БРИКС - это форум, в который входят пять стран, договорившихся о координации действий в мировом хозяйстве и в геополитическом пространстве.

Все страны БРИКС имеют огромный внутренний потенциал для обеспечения саморазвития и самовоспроизводства в мировом сообществе, в том числе человеческий капитал и ресурсную базу. И во-вторых, все они динамично развиваются. В это объединение входят абсолютно разные страны и по уровню развития экономики, и по природным условиям, и по ментальности населения. Но каждая из них имеет возможность сформировать вокруг себя региональные объединения. Программа партнерства была впервые представлена в Уфе в 2015 году. Сотрудничество идет в тех направлениях и в такой форме, которая позволяет наиболее оптимально сопрягать национальные интересы. Например, в области образования начинает работать сетевой университет стран БРИКС, в котором с российской стороны участвуют МГИМО, Университет Дружбы народов, Санкт-Петербургский, Томский, Уральский и другие университеты.

Важным направлением в БРИКС является совместная выработка позиций развивающихся экономик в глобальной архитектуре. Такая консолидация усилий необходима, и в первую очередь, в борьбе с социальной диспропорциональностью. Во всех этих странах она высока. А глобализация сегодня срабатывает в пользу только тех стран, которые ее инициировали, потому что национальные государства как институты управления в подавляющем числе стран слабы. Выступая в январе в Давосе, Си Цзиньпин сказал, что Китай выступает за регулируемую глобализацию. Владимир Путин тоже говорил о том, что глобализация должна давать преимущества не избранным странам, а всем, кто в нее поневоле втянут, потому что это общемировой процесс. Те же позиции высказывал и индийский премьер-министр Нарендра. Поэтому в сентябре в повестке дня форума БРИКС, вероятно, будет и вопрос выработки единых подходов к регулированию глобализационных процессов на национальном уровне.

Странам БРИКС придется серьезно поработать над созданием такого инвестиционного климата, который был бы адекватен интересам всех стран-реципиентов

Не менее важен и вопрос, как сохранить национальную идентичность. Самоидентификация социума в мировом сообществе - решающее понятие. Социум - это не нация, а совокупность наций, народностей, которые толерантно проживают на определенной территории. В России исторически сложилось такое мирное сосуществование и обеспечение развития многонационального государства. Наша страна никогда не была колониальной державой, не эксплуатировала принадлежащие ей территории на праве метрополии. Она втягивала, или, точнее, "впитывала" в себя нации и народы и давала им средства для развития. Так было с Туркестаном, Кавказом, с народностями Севера. И поэтому российский опыт очень интересен другим странам. Не менее любопытен опыт Индии, это столь же огромная многонациональная и многоконфессиональная страна. И она также выступает против культурно-ментальной стандартизации, за сохранение национальной идентичности. Обратные процессы мы видим в Европе. Многие нации здесь приняли унифицированные стандарты образования, во многом отказавшись от своих национальных традиций и культур. И в результате теряют самоидентичность. А в силу нашествия мигрантов национальный код Западной Европы может и полностью раствориться.

Такие важные сегодня темы, как использование водных ресурсов или энергетика, актуальны для Индии и для Бразилии, и для Китая. А Россия обладает большим научным потенциалом и большим опытом в этих сферах. Конечно, они могут стать эффективным направлением взаимодействия в рамках БРИКС. Китай предложил свой вариант сопряжения национальных интересов - инициативу "Шелковый путь", которая охватывает множество стран, включая даже освоение по предложению России Северного морского пути. Проект предполагает взаимные инвестиции, а значит, и взаимное развитие. Сегодня Китай является самым крупным реципиентом прямых инвестиций из всех стран БРИКС, большое количество инвестиций получает также Индия. Но уровень взаимных инвестиций в рамках БРИКС пока еще невысок. И КНР, и Индия инвестируют много средств в африканские республики, в Латинскую Америку. Но в Россию - пока достаточно сдержанно. Странам БРИКС придется серьезно поработать над созданием такого инвестиционного климата, который был бы адекватен интересам всех стран-реципиентов. Большую роль в этом может сыграть Банк развития БРИКС, который принял пятилетнюю программу стратегического развития.

Западные страны недовольны тем, что однополярный мир, выстроенный под эгидой США и их союзников, в современных условиях трансформируется. Нет сомнений, что они будут противодействовать деятельности БРИКС, потому что видят в объединении развивающихся экономик и обретении ими консолидированной позиции угрозу своим интересам. В марте этого года в США, например, опубликован аналитический обзор, в котором прямо обозначено, что должно быть сделано для противодействия сотрудничеству Китая и России. В отношении Южно-Африканской республики столь же активную позицию заняла Великобритания. Эксперты там не стесняются писать, что ЮАР должна больше взаимодействовать с Австралией и Индией, чем с Россией и Китаем, хотя основной поток прямых инвестиций в ЮАР и соседние с ней страны идет из Китая. Столь же жесткую позицию Великобритания заняла в отношении Индии, мотивируя тем, что в силу англоязычности и лучшего психологического знания англичан она должна концентрироваться на партнерстве с Австралией. А западногерманский Бертельсманн фонд опубликовал аналитический материал, как в условиях санкций оторвать Китай от России, привязав его к Западной Европе.

То, что роль развивающихся экономик и, в частности, стран БРИКС, возрастает, невозможно не замечать. Пока переход к многополярности не до конца теоретически обоснован, над этим сейчас идет большая работа, рассматриваются различные конфигурации. В последнее время возрастает значение государства как института государственного регулирования, и многополярность будет основана на взаимодействии и равноправном отношении отдельных суверенных государств, на согласовании государственных интересов на основе международного права.

Дословно

Виктория Перская, директор Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при правительстве Российской Федерации, д.э.н., профессор:

Уровень взаимных инвестиций в рамках БРИКС пока еще невысок. И КНР, и Индия инвестируют много средств в африканские республики, в Латинскую Америку. Но в Россию - пока достаточно сдержанно. Странам БРИКС придется серьезно поработать над созданием такого инвестиционного климата, который был бы адекватен интересам всех стран-реципиентов. Большую роль в этом может сыграть Банк развития БРИКС, который принял пятилетнюю программу стратегического развития.