Господин посол, в 2017 году в Германии пройдут парламентские выборы. Они состоятся на фоне больших изменений в мире. Как их результаты отразятся на отношениях с Россией?
Рюдигер фон Фрич: Исход выборов предсказать трудно, одно, пожалуй, можно предположить наверняка: политика Германии по отношению к России останется прежней или претерпит лишь небольшие изменения. Среди германских партий существует широкий консенсус, отражающий принципиальную позицию германского общества: наши отношения с Россией имеют особое значение, и поэтому мы в случае возникновения трудностей хотим сделать все возможное, чтобы преодолеть их - как например, в момент в вопросе конфликта, жертвой которого стала Украина. Существует также консенсус в том, что проводимая политика должна основываться на принципах решительности и в то же время неизменной готовности к диалогу. Хорошим отношениям с Россией, с точки зрения Германии, альтернативы нет.
Российско-германские отношения на высшем уровне практически заморожены. 2 мая Федеральный канцлер Ангела Меркель приезжала в Сочи. Можно ли это рассматривать как сигнал к выходу из политического тупика?
Рюдигер фон Фрич: Сейчас Германия является председателем "Группы двадцати". Госпожа Федеральный канцлер обсудила с президентом РФ интересы и приоритеты России в этом важном международном формате сотрудничества. Помимо этого, визит стал, конечно же, логичным продолжением политики Германии по ведению диалога и непрестанному поиску ответов на серьезные вызовы По этой причине, например, важной темой стал украинский конфликт.
Минские соглашения, с которыми связывают снятие санкций, не работают в связи с блокадой Донбасса. Выступит ли Германия с инициативами по устранению ограничений во взаимной торговле, на которых давно настаивает бизнес?
Рюдигер фон Фрич: Если задуматься о целях санкций, то их можно рассматривать как эффективное политическое средство. Не желая давать детальную оценку, скажу: Россия сама прибегла к соответствующим шагам по отношению к одному из своих важных партнеров. Принятые нами и нашими партнерами меры стали реакцией на присоединение Крыма и роль России в конфликте на юго-востоке Украины. Их цель - не допустить распространения конфликта, что, на мой взгляд, удалось. Кроме того, санкции стали выражением нашей позиции в вопросе о том, что мы не приемлем, когда достигнутые нами совместно принципиальные договоренности не соблюдаются. В конечном итоге цель принятых мер заключается в разрешении конкретной ситуации, а именно в прекращении конфликта. В этом плане мы хотели бы продвинуться дальше, но для этого необходима готовность обеих сторон на самом деле реализовать минские договоренности.
Что касается позиции германского бизнеса, то по своему опыту могу сказать, что он разделяет политику, основывающуюся на решительности и готовности к диалогу, и руководствуется ей в тех случаях, когда правила и принципы не соблюдаются. Потому что без их соблюдения долгосрочное эффективное экономическое сотрудничество не представляется возможным.
Германия выступала за создание единого экономического пространства от Атлантики до Урала. Не пора отказаться от конфронтации и вернуться к этой идее? Каковы перспективы сотрудничества между ЕС и ЕАЭС?
Рюдигер фон Фрич: Совместное гуманитарное и экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока, от берегов Атлантики до берегов Тихого океана является масштабной идеей, которой мы всегда придерживались. Это настойчиво подтверждало федеральное правительство. В прошлом году Германия выступила в роли Председателя ОБСЕ. Мы провели в Берлине крупную и успешную конференцию с участием представителей бизнеса и политики. Обсуждался вопрос, что конкретно мы должны предпринять для воплощения этой идеи в жизнь. При этом стало ясно, что сначала необходимо создать крепкий фундамент. Степени интеграции в ЕС и ЕАЭС в настоящий момент по-прежнему сильно различаются. В этой связи мы готовы оказывать содействие ЕАЭС в деле унификации стандартов, норм и регламентов. Прежде должен быть выполнен ряд условий. При углублении сотрудничества и интеграции можно представить и более интенсивный диалог с ЕС. Содействие благополучию и стабильности на всем пространстве от Атлантики до вод Тихого океана должно стать нашей совместной целью.
Каковы, на ваш взгляд, возможности народной дипломатии для укрепления двусторонних связей? В Германии всегда был большой интерес к России. Депутаты земельных парламентов и бизнесмены побывали в Крыму и обещали наладить обмен туристами.
Рюдигер фон Фрич: Мы предпринимаем множество шагов по поддержке и развитию обмена на уровне гражданского общества. На протяжении многих лет представители различных областей из обеих стран продолжают обмениваться в рамках "Петербургского диалога". У нас живой молодежный обмен, которому мы посвятили нынешний российско-германский Год молодежных обменов. Убежден, что и стартующий в ближайшее время год муниципальных партнерств станет источником новых импульсов и послужит установлению контактов, в том числе и в сфере молодежных обменов. Поэтому отрадно и то, что молодые люди из Германии и России также примут активное участие в конференции по германо-российскому муниципальному партнерству, которая пройдет в конце июня в Краснодаре. Отличную работу выполняют многочисленные организации в сфере культуры и науки, как, например, Германский исторический институт в Москве, Немецкий культурный центр им. Гёте, Немецкое научно-исследовательское сообщество, Объединение им. Гельмгольца и Германская служба академических обменов. В ряду таких организаций можно назвать также политические фонды. К сожалению, именно они постоянно сталкиваются с тем, что в общем нас тревожит: снова и снова появляются новые ограничения для возможностей независимого гражданского общества действовать в России, в том числе и в тех случаях, когда речь идет о международном обмене и содействии взаимопониманию.
Каковы предварительные итоги российско-германского Года молодежных обменов? Каковы перспективы формирования очередного молодежного парламента двух стран?
Рюдигер фон Фрич: Российско-германский Год молодежных обменов еще не завершился. Заключительное мероприятие с участием высокопоставленных гостей состоится 13 июля 2017 года в Берлине. Нам необходим еще более интенсивный молодежный обмен для выстраивания германо-российских отношений на крепком фундаменте, способном послужить основой и в будущем.
В 2016 году увеличилось количество участников во внешкольном сегменте, значительно возросло также и количество заявок. Очень надеюсь, что это положительная тенденция сохранится и хотел бы призвать наших партнеров в Германии и России к продолжению реализации проектов в сфере молодежных обменов.
Этот формат позволяет не только вести диалог молодых людей из Германии и России по линии гражданского общества, но и предлагает уникальную платформу для новых партнерств и проектов. Как правило, "парламентская" работа дополняется беседами и дискуссиями с политиками и высокопоставленными лицами из обеих стран. Этому открытому и прямому обмену между молодыми людьми мы бы хотели содействовать и в будущем. При этом работа парламента, кажется, вызывает большой интерес: в обеих странах. Количество заявок на участие существенно превышает наличие свободных мест.
Какие крупные проекты немецких компаний в России вы считаете наиболее перспективными?
Рюдигер фон Фрич: Германские компании участвуют в многочисленных крупных проектах в России и инвестируют сотни миллионов евро. В этом году компания Daimler начнет строительство завода Mercedes-Benz в Московской области. Объем инвестиций оценивается в 250 миллионов евро. Концерн Volkswagen планирует расширить действующий завод по производству автомобилей и двигателей в Калуге. Объем инвестиций также составит девятизначную сумму. Химическая компания Linde Gas строит Амурский ГПЗ, который станет одним из наиболее крупных современных газоперерабатывающих заводов на Дальнем Востоке. В прокладке по дну Балтийского моря газопровода "Северный поток-2", помимо других европейских компаний принимают участие и два германских энергетических концерна. Кроме того, консорциум из нескольких германских предприятий под руководством компании Siemens выступил с привлекательным предложением по проекту строительства высокоскоростного участка железной дороги Москва - Казань. Надеемся, что из этого тендера он выйдет победителем. Сила германо-российских экономических отношений заключается не только в этих мегапроектах, но и во многих сотнях и тысячах малых и средних проектов. Германский средний бизнес, который является опорой нашей экономики, представлен в России почти что во всех сферах и не покинул страну даже в условиях кризиса.
Какие новые возможности может открыть для немецкого бизнеса ПМЭФ-2017?
Рюдигер фон Фрич: Петербургский экономический форум всегда был замечательной возможностью установить контакты и заручиться поддержкой экономических проектов. Как правило, германские предприятия представлены широко и часто на высоком уровне. Ожидаю, что и в этом году ситуация сложится так же. Россия может продемонстрировать западным инвесторам открытый и привлекательный рынок с равными возможностями освоения. Это играет ключевую роль. Кроме того, в этом году, на мой взгляд, особенно важно будет подтвердить проведение глубоких реформ и намерение стать современной технологической площадкой.