31.05.2017 14:37
    Поделиться

    Путин приехал в старообрядческий Рогожский духовный центр в Москве

    Впервые за 350 лет глава российского государства посетил обитель старообрядцев - историко-архитектурный ансамбль, Рогожскую слободу, духовный центр.

    С момента раскола церквей лишь к Николаю II ездила делегация староверов в Санкт-Петербург. И вот теперь в гостях у старообрядцев - Владимир Путин.

    В марте президент встречался с главой Русской православной старообрядческой церкви митрополитом Корнилием, которому исполняется 70 лет. Корнилий и пригласил его в слободу. Также обсуждалось празднование 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума, реконструкция памятников архитектуры, вопросы переселения старообрядцев из-за рубежа. В России около миллиона старообрядцев.

    Комментируя встречи главы государства со старообрядцами, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков пояснил, что в этом нет ничего необычного. "Даже на моей памяти это далеко не первая встреча", - сказал он. С митрополитом Корнилием Владимир Путин общался и по случаю разных мероприятий, и церемоний. А такое публичное внимание наверное можно объяснить тем, что сначала митрополит приехал в Кремль, а затем состоялся и ответный визит главы государства.

    "Может отсюда создается впечатление, что это какое-то новое явление. Вместе с тем нет", - сказал Песков. "У них достаточно регулярно общение проходит. Как и с представителями других наших российских конфессий", - заключил он.

    Сегодня президент не только поговорит по душам со староверами за чашкой чая, но и осмотрит выставку "Сила духа и верность традиции", которая рассказывает о вкладе старообрядчества в сохранение культурного наследия, традиций благотворительности, уважительного отношения к труду. Здесь представлены уникальные памятники XVI-XX веков, хранящиеся в митрополии старообрядческой церкви и Покровском кафедральном соборе.

    Центр старообрядчества начал формироваться в Рогожской слободе с 1771 года. Сейчас здесь осталось 50 строений, идет реставрация. В XIX веке слобода стала центром благотворительности: здесь разместились дома для инвалидов, престарелых и сирот, приюты для душевнобольных, церковное училище. К 1917 году в слободе жило свыше 10 тысяч человек. Но 1928-1929 годах она была фактически уничтожена. Землю и здания начали возвращать старообрядцам только в 1995 году. А 2005 году начали восстанавливать архитектурный ансамбль.

    Выставка подробно освещает три важных темы для широкой общественности. "Чтобы было взаимопонимание и не было предубеждения в отношении старообрядцев, и развеялись тучи", - рассказали журналистам.

    Первая тема - сохранение древних памятников и традиций. Там представлены рукописи и дораскольные иконы, а также памятники XVIII-XIX веков, созданные старообрядческими мастерами. Есть даже старинная пластинка: запись морозовского хора начала XX века.

    Вторая тема - сохранение уважительного отношения к труду. Именно с этим убеждением жили купеческие династии Рябушинские, Морозовы, Рахмановы и другие выходцы из крестьянского сословия. Старообрядцы начали горнорудную и текстильную промышленность.

    И наконец, третья тема - любовь к Родине и защита Отечества. Старообрядцы были в церковной оппозиции, но не в оппозиции государству. Они служили в казачьих войсках, императорском конвое, защищали свою страну в войнах.

    На выставке есть редчайшие экспонаты: икона конца 16 века, Пелена Богоматери - она была вложена Иваном Грозным и его супругой Марией по случаю рождения царевича Димитрия. Есть и "живые" свидетели войны 1812 года: в Рождественском храме стоял отряд французских солдат, они рубили святыни шашками. При реставрации оставили фрагменты этого кощунства - "следы неистовства неприятеля". Впрочем, если французы пощадили сребро-позолоченный оклад икон, в советское время он был утрачен.

    Покровский собор был построен в 1771 году. Внутреннее убранство сохранилось даже при СССР: только серебряные ризы покинули храм. Интересно, что здесь не принято зажигать электрический свет, поэтому историческое паникадило (огромную люстру) зажигают с высокой лестницы. Самая древняя икона здесь XIV века. Есть и работа Андрея Рублева. Пол в храме непривычный, деревянный. Раньше была металлическая плитка, но с 50-х годов ее заменили на доски.

    Поделиться