Журналисты Союзного государства устроили "тур" по Ивановской области

От Москвы до Иваново 300 километров. Именно в этом направлении выдвинулся на прошлой неделе белорусско-российский журналистский десант - в пресс-тур под названием "Плёс - культурно-исторический проект и объект событийного туризма". Увлекательную поездку организовали Постоянный Комитет Союзного государства совместно с информационным агентством МИА "Россия сегодня". Репортеры "СОЮЗа" отправились в путь вместе со всеми, а когда прибыли на место, то сразу переименовали "пресс-тур" в "плёс-тур", поскольку главные события поездки ждали нас в старинном русском городке Плёс.

Бурлаки от искусства на Волге

Плёс - крохотный городок на правом берегу Волги и один из самых, пожалуй, почитаемых туристических центров Ивановской области. Витии словесности именуют его не иначе как "истоком и тихой гаванью русской души". Возможно, они правы, ведь впервые Плёс упоминается в старинной летописи в ряду событий Владимирского княжества середины XII века. Что касается "гавани", то поверим нашим классикам на слово. Вообще, сегодня многое здесь дышит еще советскими временами, по крайней мере, названия улиц: можно, например, прогуляться по Ленина и свернуть на Первомайскую или Советскую, а с улицы Калинина попасть на улицы Маркса, Дзержинского или Пионерскую... Изредка, правда, встречаются и топонимы из времен оных - Горная слобода, Варваринская, Никольская, Соборная гора...

Мы приглашены на мероприятие с непритязательным названием "Дачный фестиваль", но поскольку ему присвоено имя великого Шаляпина, то сразу проникаешься уважением. В Плёсе считают певца одним из самых знаменитых дачников, когда-либо гостивших в этих краях. Правда, побывал Федор Иванович здесь лишь единожды, когда летом 1910 года гостил у приятеля в соседнем селе Утешное в семи километрах ниже по Волге. Но ему понравилось, и он даже заказал строительство собственной дачи, которую ему построили. Но, увы, в эти края певец так больше и не вернулся.

Второй знаменитый плёсовский дачник - Исаак Левитан. Он в отличие от Шаляпина провел здесь три лета, и двадцатью годами раньше. Останавливался художник в особняке местного купца Солодовникова, и итогом этих летних каникул русского гения стали двести художественных полотен. Сейчас в старом купеческом особняке работает дом-музей Левитана, из окон которого открывается не только прекрасный вид на Волгу, как в старые времена, но и на проезжающие мимо черные лимузины с мигалками. Примета времени!

В гостях у Шаляпина

Фестиваль Шаляпина - относительно новая плёсская "фишка", он проводится только в третий раз. Его почетным гостем в свое время был премьер-министр России Дмитрий Медведев. На этот раз в открытии фестиваля принимала участие его супруга Светлана Медведева. Среди приглашенных были также Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота, министр строительства РФ Михаил Мень и, конечно, ивановский губернатор Павел Коньков.

Незадолго до начала церемонии открытия появился Иосиф Кобзон. Минские журналисты окружили народного артиста СССР и поинтересовались: почему не пригласили в Плёс белорусских исполнителей?

Причину этого знаменитый певец назвать затруднился, но заверил наших коллег, что "любой коллектив из братской республики был бы принят в Плёсе с распростертыми объятиями". Но, увы, посетовал Иосиф Давыдович, "политика взаимообогащения культур", существовавшая в Советском Союзе и сближавшая народы, "сегодня названа пустой пропагандой, отсюда и все беды".

Диалог с тишиной

Церемония открытия проходила в старинном купеческом особняке. Его прекрасно отреставрировали, и теперь он принял облик многофункционального концертного зала. Неофициально его называют Левитан-холлом.

- Пусть в вашем сердце живет любовь, радость и творческое удовлетворение, которые вы получите от этих прекрасных концертов и от этого прекрасного города, - сказала, открывая фестиваль, Светлана Медведева.

Потом в Левитан-холле два часа царили Бетховен и Чайковский в виртуозном исполнении народного артиста России Дениса Мацуева. Именно он задал тон всему фестивалю - торжественно-возвышенный.

- Я никогда не разделяю большой зал или вот такой камерный, - поделился с нами пианист после концерта. - Наоборот, в маленьком зале легче наладить диалог со зрителем, который я называю диалогом с понимающей тишиной. Здесь он в полной мере удался. Программу я не выбирал специально для Плёса, она абсолютно новая. Вчера с этой программой я выступал в Большом зале Московской консерватории, завтра буду ее исполнять в Тель-Авиве, потом в США и в Азии. А еще впереди большой традиционный тур по Волге - Самара, Казань, Нижний Новгород. Я буду плыть на корабле, останавливаться в городах и играть концерты.

Одни крадут, другие возвращают

Наутро второго дня нас пригласили на уникальную церемонию - возвращение в Плёс украденных картин Левитана. Но все по порядку.

Летом 2014 года из местного музея злоумышленники похитили пять (из 23, хранящихся здесь) подлинных полотен художника. Они действовали нагло и молниеносно - подъехали ночью на мотоцикле, разбили кувалдой одно из окон, сняли со стен картины и умчались в неизвестном направлении. И хотя видеокамеры все "видели", сыщикам понадобилось целых два года, чтобы найти шедевры. Потом картины и рамы долго приводили в порядок в научно-реставрационном центре им. Грабаря, и вот на второй день Дачного фестиваля, 21 мая, начальник УМВД по Ивановской области Андрей Лузин торжественно передал директору дома-музея Левитана свидетельство о возвращении картин.

Трудная ли задача стояла перед сыщиками? - спросил я Госсекретаря Союзного государства Григория Рапоту.

- Я не большой специалист в сыске подобного рода, - ответил он, - но уверен, это было очень непросто. Честно говоря, сначала я думал, что украдены большие полотна, и поиск их не выльется в неразрешимую проблему, но когда увидел небольшие размеры картин, то понял, их легко было украсть и тяжело найти. Вероятно, да, был и элемент удачи, и случайности. Но ведь удача, как известно, сопутствует тем, кто кропотливо и упорно работает.

- Сегодня меня переполняет чувство глубокой радости, - пооткровенничал с журналистами губернатор Ивановской области Павел Коньков. - Не скрою, я не раз слышал голоса скептиков, утверждавших, что Левитан для Плёса утерян навсегда. К счастью, они ошибались. Надеюсь, это хищение станет последним в истории музея.

Генеральный директор Центра им. Грабаря Дмитрий Сергеев рассказал нам, что хранение и перемещение полотен после кражи было отнюдь "не музейным", но, к счастью, серьезно они не пострадали. Но реставраторам все же пришлось повозиться, и не только над самими картинами, но и над рамами, которые для этих полотен Левитан подбирал лично.

...Завершился фестиваль большим концертом на центральной площади Плёса, его организаторы посвятили трагически ушедшему недавно руководителю ансамбля имени Александрова Валерию Халилову.

А перед началом концерта на берегу Волги жители Плёса и его гости торжественно заложили символический камень в основание скульптурной группы, посвященной Федору Шаляпину. Ваять памятник будет народный художник России Александр Рукавишников.

...По дороге в Москву мне вспомнились слова Дениса Мацуева, сказанные им после концерта зрителям: "У меня такое ощущение, что я сюда еще вернусь. И не раз..." Тогда я подумал, что музыкант сказал дежурную фразу, отдавая дань уважения городу и организаторам фестиваля. Однако после двух дней, проведенных здесь, после знакомств с плёсовцами, историей, местной природой, подышав воздухом этого удивительного места, я повторю за музыкантом совсем не дежурную фразу: у меня такое чувство, что я сюда еще вернусь.

Кроме Плёса, участники пресс-тура побывали на знаменитом Яковлевском льнокомбинате в Приволжске и в чудном Палехе. Об этом - в ближайших номерах "СОЮЗа".

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться