Уральский бизнес пожаловался на проверки

Еще три госоргана присоединились к меморандуму о сотрудничестве с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Свердловской области: Гострудинспекция, управление Росздравнадзора и министерство АПК. Контролеры обещают стать более открытыми для бизнеса, ежеквартально публично отчитываться о своей деятельности и обсуждать проблемы правоприменения.

Напомним, что меморандум был заключен в 2016 году, подписались под ним представители региональных управлений Роспотребнадзора, Ространснадзора, Россельхознадзора и департамент госжилстройнадзора (Госжилинспекции).

Стало ли от этого легче бизнесу? Конечно, уверены чиновники: проводятся совместные приемы, дни открытых дверей, где можно бесплатно получить консультацию. Вот только деловые люди почему-то неактивно пользуются этими инструментами. В чем причина?

- Если у прокуратуры и ФАС мы находим понимание, они готовы разбираться в наших проблемах, то по линии Роспотребнадзора нагрузка только возрастает. Для нас это карательный орган, а не профилактирующий, - поясняет Наталья Афлитонова, предпринимательница из Полевского, оказывающая услуги дератизации. - Количество проверок действительно уменьшилось, но качество сильно страдает. Инспекторы выдвигают требования, в которых сами сомневаются, часто они выходят за рамки полномочий. Например, требуют медицинскую лицензию и аккредитацию. К тому же мы сталкивались с ситуацией, когда к экспертизе привлекали наших конкурентов. Пользы от дня открытых дверей мы не видим: сотрудники в территориальных филиалах не могут ответить на вопросы, перенаправляют в управление.

- Мы осуществляем надзор практически во всех сферах жизнедеятельности, потому у бизнеса может складываться такое ощущение. На самом деле из 274 тысяч предпринимателей в регионе в год мы проверяем не более 9-10 тысяч, в том числе внепланово. Если находим нарушение и принимаем меры, конечно, это не нравится, хотя мы стали гораздо чаще предупреждать (1523 раза против 998 в 2015-м), еще 394 дела прекратили по малозначительности, - парирует Ольга Диконская, заместитель руководителя областного управления Роспотребнадзора.

Как известно, в этой службе внедряется риск-ориентированный подход: все хозяйствующие субъекты разделены на категории риска. У каждой - своя периодичность проверок.

- Концентрируем внимание на предприятиях, которые представляют наибольшую потенциальную опасность для здоровья и имущества населения. Так, в плане на 2017 год - 4000 объектов надзора. Предприятий низкой категории риска среди них нет, в основном средней. А также 48 сверхрисковых и 129 с высоким риском, - подчеркивает Диконская.

Отметим, что в прошлом году Роспотребнадзор провел планово всего 1158 проверок, а вот внепланово - 9103. Расследовали массовые заболевания и жалобы граждан. Их поступило целых 18 тысяч. В основном, люди недовольны работой общепита, условиями отдыха, образования и оздоровления детей.

Еще одна жизненно важная сфера - ЖКХ.

- В 2016 году мы приняли 37 тысяч заявлений от населения. Я уважаю бизнес, но так, как он работает сейчас, работать нельзя. Нормативные акты не читает, сути не понимает. Не включили в реестр лицензий - сразу жалобы веером, от губернатора до президента, - рассказывает Алексей Рассолов, директор департамента Госжилнадзора Свердловской области. - Больше года назад мы решили сделать акцент на просвещение. И только для самых "непонятливых" включаем государственную машину. Штраф за неисполнение предписания - 250 тысяч рублей.

Не такая сильная диспропорция, но все-таки в пользу неожиданных ревизий, фиксируется и по другим надзорным органам. В частности, облпрокуратура в 2017 году согласовала планы на 5440 проверок. А внепланово состоялось 10 тысяч. При этом 58 процентов предпринимателей, участвовавших в опросе федерального бизнес-омбудсмена, считают, что шансы отменить наказание в суде минимальны.

- Есть службы, которые работают не по 294-ФЗ ("О защите прав юрлиц и ИП при осуществлении государственного контроля и надзора"), а по другим нормативным актам: налоговая, МВД, и полномочия у них очень широкие. Межведомственное взаимодействие облегчило жизнь, но не все еще урегулировано, к примеру, между таможней и ФНС. Там, где толкование норм однозначное, споров обычно нет. А вот Налоговый кодекс не успевает за электронным документооборотом, - комментирует Светлана Окулова, вице-президент Уральской ТПП.

По ее мнению, нужна ревизия правовой базы, чтобы локализовать возможные зоны конфликта. Ведь не секрет: когда ревизоры приходят на предприятие, проверяют от и до, пользуясь пунктом "затребовать иные документы".

Компетентно

Елена Артюх, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области:

- Овцу можно стричь много раз, но шкуру снять - только один. Бизнес не против проверок, если они разумны и обоснованы. Наоборот, это шанс понять, что не так на предприятии, и навести порядок. Многие предприниматели отмечают усиление активности ОВД к "прозрачным" компаниям, при этом силовики не могут пресечь деятельность нелегалов в сфере оборота алкоголя, бытовых услуг, перевозок. В прошлом году только на Ростехнадзор не было жалоб по статье 4.1.КОАП (замена адмнистративного штрафа на предупреждение). В ряде случаев добиться ее применения удалось лишь через суд. Кроме того, на Среднем Урале установлены достаточно высокие административные штрафы, суммы по некоторым нарушениям просто неразумны. Сейчас мы работаем с Заксобранием, чтобы уменьшить их. Общее количество требований, предъявляемых бизнесу в разных сферах, - более двух миллионов. Насколько все они технологически и экономически целесообразны и исполнимы? К сожалению, все еще критерием эффективности проверок остается количество выявленных нарушений и штрафов. Хотелось бы быстрее переориентироваться на "объем предотвращенного вреда". Иначе говорить о реальном снижении нагрузки на бизнес не приходится.