Как отмечают аграрии, холод планам не вредит: все традиционные уральские культуры приживутся и, если тепла и влаги будет достаточно, доберут свое в течение сезона.
- Зерновые выдерживают температуру до минус трех градусов. Устойчивых заморозков было мало, так что все идет по графику. Благоприятные погодные условия нынче сложились в Ирбитском, Богдановичском и Сысертском районах. Это позволило засеять 98 процентов зерновых и кормовых культур. Большая часть мелких хозяйств и оснащенных современной техникой уже завершили полевые работы, - комментирует ситуацию Дмитрий Дегтярев, министр АПК и продовольствия Свердловской области.
Общеизвестно, что на Урале заниматься растениеводством под открытым небом - сродни подвигу. Из-за климатических особенностей. Каждый сезон называют не иначе как битвой за урожай. И атрибуты у него соответствующие: оперативные штабы, контроль над ходом посевной берут на себя первые лица регионов. И все равно победа далеко не всегда за аграриями. Так, по данным органов статистики, в прошлому году во всех хозяйствах Свердловской области валовой сбор зерна составил 587,4 тысячи тонн (93,3 процента к уровню 2015 года), картофеля - 690,2 тысячи тонн (89,1 процента), овощей - 162,7 тысячи тонн (95,3 процента). Почему не помогает "мобилизация"? Ведь невозможно все списать на то, что живем в зоне рискованного земледелия.
- Конечно, дело не только в климатических условиях, - отмечает Михаил Карпухин, декан факультета агротехнологий и землеустройства Уральского аграрного университета. - Экономические условия несут в себе не меньшие риски. Во-первых, современная техника для выращивания овощей и картофеля дорогая. Не все хозяйства могут себе ее позволить. Во-вторых, в регионе до сих пор не решена проблема овощехранилищ, несмотря на то что в свое время была разработана отдельная программа по их строительству. Парадокс: богатый урожай становится бедствием, хранить его негде. В-третьих, Средний Урал в последнее время ориентируется на развитие животноводства. Именно сюда направляются основные субсидии, преференции. Овощеводам мало что достается от этого "пирога".
Еще одна острая проблема аграриев - кредитование. Причем это настоящая головная боль для всех субъектов УрФО. Деньги производителям нужны еще в январе-феврале, чтобы спокойно закупить технику, запчасти, семенной материал. Но банки опасаются выдавать займы: судьба урожая непредсказуема, у предприятий зачастую отсутствует залоговая база. Высокие риски выливаются в высокие проценты. Какой бизнес под 20 процентов годовых?
Власти уверяют, что в этом году аграрии все необходимое закупили и отремонтировали еще до того, как началась посевная. Но какой ценой это далось, знают только в самих хозяйствах. По крайней мере, в феврале свердловское министерство АПК оценивало потребность отрасли в кредитах в 1,6 миллиарда рублей, а договоры на тот момент были заключены только на 650 миллионов. К тому же компенсацию процентной ставки по кредиту теперь нужно согласовывать с федеральным минсельхозом, а это существенно стопорит выдачу дотаций. О необходимости корректировки схемы кредитования говорят все, но пока этого не происходит. А значит, сельхозпроизводителям приходится, как и прежде, вести битву за урожай.