То было Адажио для альта и струнного оркестра, написанное в память о событиях 11 сентября 2001 года и специально для Башмета как свидетельство дружеских отношений. Ему же потом автор посвятил Сонату для альта и фортепиано и другие сочинения, вдохновившие не только Башмета: сочинения Райхельсона исполняли пианист Борис Березовский и скрипачка Елена Ревич, виолончелисты Борис Андрианов и Александр Князев.
Это был второй концерт придуманного Райхельсоном цикла "Над барьерами" (первый прошел ровно год назад), тема которого - творчество композиторов и исполнителей, чья жизнь и сочинения принадлежат равно России и Соединенным Штатам. Очевидно, что лучшим из них океан не мешает, обогащая музыкальное искусство. Камертоном прозвучала посвященная Мстиславу Ростроповичу увертюра "Слава!" Леонарда Бернстайна, лихо отыгранная оркестром "Новая Россия" с Джоном Аксельродом за пультом. Маэстро - ученик легендарного Бернстайна в русско-американском репертуаре чувствовал себя прекрасно и транслировал удовольствие оркестру. Солировал знаменитый пианист, выпускник Московской консерватории Вадим Холоденко, победитель одного из престижнейших, и особенно любимого в Америке, пианистических конкурсов - Вана Клиберна. Техническая сторона Вариаций на тему Паганини самого русского из русских американцев Сергея Рахманинова не составила для него никакого труда, оставшись незаметной при тонкой, трепетной и очень проникновенной игре, отчего заигранный в общем-то опус звучал необычно ярко. Русский американец-космополит Игорь Стравинский был представлен интеллектуальной Сюитой N 2 для маленького оркестра. А Концерт для альта с оркестром инициатора вечера Игоря Райхельсона исполнила солистка Юра Ли - миловидная кореянка, американка по образованию и вообще-то профессор Высшей школы музыки в Дрездене. Именно этот Концерт принес ей победу на VII Международном конкурсе альтистов под руководством Юрия Башмета, да и сейчас замеченное Башметом в авторстве Райхельсона на редкость индивидуальное смешение стилей было на месте: кинематографическая образность, лихие синкопы, шарм в духе Гершвина, диссонансы "с человеческим лицом" и хорошо продуманные вольности.
При такой насыщенной академической части концерта оставалось довести публику до нужного градуса Кубинской увертюрой Гершвина в исполнении оркестра "Новая Россия", а потом уже пуститься во все тяжкие с "Кармен-фантазией" Николая Левиновского. Опус тоже ставшего американцем авторитетного отечественного джазмена преподнес другой давний друг Игоря Райхельсона неутомимый Игорь Бутман, с которым они играли еще во времена ленинградской юности. Скрипачка Екатерина Асташова увлекала его сольными репликами, так что "Кармен-фантазия" полностью доносила сюжет сугубо музыкальными средствами. Неудивительно, что на бисах умная публика Большого зала вдохновилась окончательно - дружить с Америкой музыкально "над барьерами" оказалось легко и приятно.
В пяти российских городах состоится российско-американский проект "Посвящение Гершвину".
Прошло 80 лет с тех пор, как в возрасте 38 лет умер Джордж Гершвин - великий американский композитор, основоположник американской классической музыки, который первым вывел джаз на академическую сцену.
В программе принимают участие молодые американские музыканты - Мишель Брэдли (сопрано), Сидни Аутлоу (баритон), Кэти Махан (фортепиано) и российские оркестры: Центральный военный оркестр МО РФ, Воронежский академический симфонический оркестр, Рязанский губернаторский симфонический оркестр. За дирижерским пультом - Марк Мандарано.
Российское турне стартует 3 июня в Калининграде. Концерты проекта состоятся в рамках фестиваля "Янтарное ожерелье" (Калининград), в Москве - в Большом зале консерватории 5 июня, в Рязани - 7 июня, в Воронеже в рамках Платоновского фестиваля 9 июня. Во всех городах в проекте примут участие местные оркестры. 10 июня в Суздале в рамках фестиваля "Музыкальная экспедиция" будет представлена камерная версия программы с участием бельгийского скрипача Леонарда Шрайбера, знаменитого российского виолончелиста Бориса Андрианова и пианистки Марианны Шалитаевой.