01.06.2017 13:35
    Поделиться

    Борис Титов рассказал о том, что волнует зарубежных предпринимателей

    В июле уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов представит главе государства свой четвертый ежегодный доклад о проблемах бизнесменов. Книга жалоб иностранного бизнеса в России год от года становится все толще, но в целом круг проблемных вопросов не меняется, рассказал "Российской газете" сам бизнес-омбудсмен.

    Борис Юрьевич, насколько эффективно законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК)?

    Борис Титов: В его актуальной версии неэффективно, поскольку привело к уходу крупных российских предпринимателей в другие юрисдикции. Большинство компаний предпочло не отчитываться о КИК "до первого штрафа", ждет законодательной практики выявления и контроля КИК и не инвестирует в дальнейшее развитие. Налоговые органы не имеют достаточных инструментов и необходимой информации для выявления КИК и полноценного налогового администрирования. Нужно вывести из-под налогового регулирования КИК те иностранные компании, которые основную часть доходов получают от источников вне России, а также предусмотреть порядок определения доходов, полученных КИК от источников в России. Пока же из-за амбициозных задач программы деофшоризации в экономике не произошла фокусировка на самой главной задаче - защите национальной налоговой базы в отношении компаний, получающих прямо или косвенно основную долю доходов от источников в России.

    Стоит ли, на ваш взгляд, предусмотреть льготный режим налогообложения прибыли иностранных компаний, реинвестируемой в российскую экономику?

    Борис Титов: Обязательно. В условиях жесткого ограничения доступа российских предприятий к внешним финансовым ресурсам текущая модель деофшоризации создает дополнительные риски для потенциальных добросовестных инвесторов. С 2007 по 2015 год доля прямых иностранных инвестиций, пришедших из офшорных и низконалоговых юрисдикций, составила в среднем 88 процентов. Объем прямых иностранных инвестиций в 2015 году упал на 91 процент по отношению к 2013 году до 6,5 миллиарда долларов.

    Наличие теневой экономики делает российскую юрисдикцию менее привлекательной для иностранных инвесторов

    Может быть, потому что сегодня иностранный инвестор не имеет гарантий того, что условия инвестирования в России не изменятся?

    Борис Титов: Да, сохраняется риск отказа государства от действующих мер, стимулирующих инвестирование. Инвесторы не могут оценить риски и предстоящие затраты в случае изменения регулирования. Это сильно снижает инвестиционную привлекательность России. Закон "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений", де-юре утверждает стабильность прав инвесторов, но де-факто стабильных условий он не получает. Нужно разработать меры, предусматривающие стабильность прав инвесторов, обязательность транспарентного отраслевого обсуждения проектируемых инициатив.

    Какие еще у иностранцев проблемы в России?

    Борис Титов: Российское налоговое законодательство не гармонизировано с общепринятыми мировыми налоговыми практиками. Международные компании сталкиваются с проблемой непризнания для целей налога на прибыль расходов, понесенных головной организацией группы компаний и распределенных между компаниями группы. В Евросоюзе эта проблема решается путем признания концепции cost allocation, но при условии применения правил трансфертного ценообразования. Нам тоже нужно дополнить Налоговый кодекс положениями о признании расходов, распределенных головной организацией, при условии их экономической обоснованности и документальном подтверждении. Во избежание злоупотреблений по перераспределению расходов сформулировать и включить специальные правила в главу НК РФ про трансфертное ценообразование.

    А на локализацию иностранцы жалуются?

    Борис Титов: Да, сохраняются значительные проблемы, сдерживающие наращивание объемов локализации производств в России. Иностранным компаниям, планирующим локализацию производства в соответствии с критериями, установленными законодательством, трудно найти местного производителя (поставщика) современной продукции высокого качества (в т. ч. комплектующих). Недостатки законодательства (противоречия и неопределенности) удерживают компании от инвестиций в локализацию. В частности, есть неопределенности в применении критериев локального товара (например, в процессе реализации проектов СПИК). Развитию экспортно-ориентированного производства в России мешают также старые ГОСТы, не способствующие совершенствованию производства, повышению потребительских свойств продукции. Система не стимулирует местных поставщиков производить продукцию с использованием современных технологий, которая может быть востребована на мировом рынке. Есть проблема с документооборотом при экспортных операциях, в т. ч. несовершенство законодательства ЕАЭС делает невозможным реэкспорт товара, произведенного в России в экспортных целях.

    Проблем - целый список. И что делать?

    Борис Титов: Разработать меры, препятствующие псевдолокализации, когда на изделие иностранного производителя наносится маркировка, подтверждающая производство товара в России, а также когда аналогичные действия совершаются без согласия иностранного производителя, что нарушает авторские права. Нужно предусмотреть возможность признания предприятия российским производителем по принципу Portfolio, а не по продуктовому принципу; отказаться от принципа производственных операций и пойти по принципу добавленной стоимости, при этом предусмотреть поправочные коэффициенты на создание дилерской сети, на вложение в НИОКР. Установить законодательно требования к качеству изделий и устранить избыточные требования к экспортной документации.

    Насколько вообще Россия сегодня привлекательна для иностранных инвесторов?

    Борис Титов: Наличие теневой экономики делает российскую юрисдикцию менее привлекательной для иностранных инвесторов и приводит к снижению конкурентоспособности легальных производителей и продавцов по отношению к тем, кто действует с использованием незаконных схем. Любые меры по ужесточению регулирования той или иной отрасли в отрыве от мер по созданию благоприятной бизнес-среды, как правило, влияют исключительно на игроков, действующих в правовом поле. Властям и бизнесу нужно разработать "дорожную карту" по выводу нашей экономики из тени, рассчитанную до 2030 года. В частности, предусмотреть перечень мер в отношении различных отраслей промышленности, направленные на предотвращение появления (роста) нелегального рынка продукции.

    Госполитика, направленная на привлечение иностранных инвестиций и повышение степени локализации производства противоречит решениям госорганов. Часто причина в том, что принимаемые решения не согласуются между собой, не проходят должной оценки их влияния на инвестиционный климат и развитие промышленности в целом. Нужно проанализировать взаимосвязь между принятыми на федеральном уровне решениями по импортозамещению в сфере фармацевтики и медицинских изделий (в частности создание преференций в системе госзакупок) и динамикой государственных расходов за счет изменения стоимости продукции данных категорий. Предусмотреть возможность заключения долгосрочных контрактов на локализованную фармацевтическую продукцию и медицинские изделия с учетом гарантированного спроса со стороны государства. Рассмотреть возможность предоставления преференций компаниям, осуществляющим инвестиции в R&D (НИОКР) в России, учитывая, что эта статья расходов является наиболее затратной при разработке референтных (находящихся под патентной защитой) лекарственных средств.

    Вы упоминали про СПИК, с ним какая проблема?

    Борис Титов: Установленные сроки рассмотрения заявления инвестора о заключении СПИКа не соблюдаются, что вынуждает инвестора серьезно корректировать бизнес-план и получать финансовые убытки из-за открытия кредитных линий. Например, за 1,5 года с момента принятия постановления Правительства N 708 от 16 июля 2015 в фармацевтической отрасли не заключено ни одного СПИК. На рассмотрении Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России находится более пяти заявок на СПИК. По всем заявкам превышен срок рассмотрения более чем вдвое.

    Нужен строгий контроль за соблюдением сроков рассмотрения заявления инвестора о заключении СПИК. Кроме того, надо законодательно закрепить право инвестора вносить изменения в проект СПИК на этапе подготовки предварительного заключения.

    В мире при деофшоризации ограничения к физическим и юридическим лицам различны. Почему в России не так?

    Борис Титов: Действующая модель стимулирования деофшоризации пока не предусматривает, в отличие от международной практики, дифференциации подходов к физическим и юридическим лицам. Это неизбежно повлечет за собой отток потенциальных частных инвесторов и граждан с высоким доходом в другие юрисдикции.

    Нужно ввести в России (в целом или на отдельных территориях - ТОР и т.п.) специальный налоговый режим, направленный на привлечение и удержание в РФ состоятельных физических лиц, потенциальных инвесторов и т.п. Согласно такому режиму, у физлица будет право уплачивать фиксированный налог на сумму заранее согласованного с налоговым органом вмененного дохода, полученного от источников за рубежом.

    А как он будет рассчитываться?

    Борис Титов: Вмененный доход от зарубежных источников может быть установлен в твердой сумме, которая будет регулярно индексироваться или рассчитываться на основании усредненных данных о задекларированном зарубежном доходе налогоплательщика за последние 3-5 лет. Другой вариант - рассчитываться на основании данных налогового органа о доходах иных физических лиц, обладающих состоянием, сопоставимым по размеру с состоянием налогоплательщика, претендующего на переход на данную систему. При этом вмененный доход в любом случае не должен быть меньше минимального порога. Что касается доходов резидентов от источников в России, то они будут облагаться в общеустановленном порядке.

    Поделиться