Борис Юрьевич, насколько эффективно законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК)?
Борис Титов: В его актуальной версии неэффективно, поскольку привело к уходу крупных российских предпринимателей в другие юрисдикции. Большинство компаний предпочло не отчитываться о КИК "до первого штрафа", ждет законодательной практики выявления и контроля КИК и не инвестирует в дальнейшее развитие. Налоговые органы не имеют достаточных инструментов и необходимой информации для выявления КИК и полноценного налогового администрирования. Нужно вывести из-под налогового регулирования КИК те иностранные компании, которые основную часть доходов получают от источников вне России, а также предусмотреть порядок определения доходов, полученных КИК от источников в России. Пока же из-за амбициозных задач программы деофшоризации в экономике не произошла фокусировка на самой главной задаче - защите национальной налоговой базы в отношении компаний, получающих прямо или косвенно основную долю доходов от источников в России.
Стоит ли, на ваш взгляд, предусмотреть льготный режим налогообложения прибыли иностранных компаний, реинвестируемой в российскую экономику?
Борис Титов: Обязательно. В условиях жесткого ограничения доступа российских предприятий к внешним финансовым ресурсам текущая модель деофшоризации создает дополнительные риски для потенциальных добросовестных инвесторов. С 2007 по 2015 год доля прямых иностранных инвестиций, пришедших из офшорных и низконалоговых юрисдикций, составила в среднем 88 процентов. Объем прямых иностранных инвестиций в 2015 году упал на 91 процент по отношению к 2013 году до 6,5 миллиарда долларов.
Может быть, потому что сегодня иностранный инвестор не имеет гарантий того, что условия инвестирования в России не изменятся?
Борис Титов: Да, сохраняется риск отказа государства от действующих мер, стимулирующих инвестирование. Инвесторы не могут оценить риски и предстоящие затраты в случае изменения регулирования. Это сильно снижает инвестиционную привлекательность России. Закон "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений", де-юре утверждает стабильность прав инвесторов, но де-факто стабильных условий он не получает. Нужно разработать меры, предусматривающие стабильность прав инвесторов, обязательность транспарентного отраслевого обсуждения проектируемых инициатив.
Какие еще у иностранцев проблемы в России?
Борис Титов: Российское налоговое законодательство не гармонизировано с общепринятыми мировыми налоговыми практиками. Международные компании сталкиваются с проблемой непризнания для целей налога на прибыль расходов, понесенных головной организацией группы компаний и распределенных между компаниями группы. В Евросоюзе эта проблема решается путем признания концепции cost allocation, но при условии применения правил трансфертного ценообразования. Нам тоже нужно дополнить Налоговый кодекс положениями о признании расходов, распределенных головной организацией, при условии их экономической обоснованности и документальном подтверждении. Во избежание злоупотреблений по перераспределению расходов сформулировать и включить специальные правила в главу НК РФ про трансфертное ценообразование.
А на локализацию иностранцы жалуются?
Борис Титов: Да, сохраняются значительные проблемы, сдерживающие наращивание объемов локализации производств в России. Иностранным компаниям, планирующим локализацию производства в соответствии с критериями, установленными законодательством, трудно найти местного производителя (поставщика) современной продукции высокого качества (в т. ч. комплектующих). Недостатки законодательства (противоречия и неопределенности) удерживают компании от инвестиций в локализацию. В частности, есть неопределенности в применении критериев локального товара (например, в процессе реализации проектов СПИК). Развитию экспортно-ориентированного производства в России мешают также старые ГОСТы, не способствующие совершенствованию производства, повышению потребительских свойств продукции. Система не стимулирует местных поставщиков производить продукцию с использованием современных технологий, которая может быть востребована на мировом рынке. Есть проблема с документооборотом при экспортных операциях, в т. ч. несовершенство законодательства ЕАЭС делает невозможным реэкспорт товара, произведенного в России в экспортных целях.
Проблем - целый список. И что делать?
Борис Титов: Разработать меры, препятствующие псевдолокализации, когда на изделие иностранного производителя наносится маркировка, подтверждающая производство товара в России, а также когда аналогичные действия совершаются без согласия иностранного производителя, что нарушает авторские права. Нужно предусмотреть возможность признания предприятия российским производителем по принципу Portfolio, а не по продуктовому принципу; отказаться от принципа производственных операций и пойти по принципу добавленной стоимости, при этом предусмотреть поправочные коэффициенты на создание дилерской сети, на вложение в НИОКР. Установить законодательно требования к качеству изделий и устранить избыточные требования к экспортной документации.
Насколько вообще Россия сегодня привлекательна для иностранных инвесторов?
Борис Титов: Наличие теневой экономики делает российскую юрисдикцию менее привлекательной для иностранных инвесторов и приводит к снижению конкурентоспособности легальных производителей и продавцов по отношению к тем, кто действует с использованием незаконных схем. Любые меры по ужесточению регулирования той или иной отрасли в отрыве от мер по созданию благоприятной бизнес-среды, как правило, влияют исключительно на игроков, действующих в правовом поле. Властям и бизнесу нужно разработать "дорожную карту" по выводу нашей экономики из тени, рассчитанную до 2030 года. В частности, предусмотреть перечень мер в отношении различных отраслей промышленности, направленные на предотвращение появления (роста) нелегального рынка продукции.
Госполитика, направленная на привлечение иностранных инвестиций и повышение степени локализации производства противоречит решениям госорганов. Часто причина в том, что принимаемые решения не согласуются между собой, не проходят должной оценки их влияния на инвестиционный климат и развитие промышленности в целом. Нужно проанализировать взаимосвязь между принятыми на федеральном уровне решениями по импортозамещению в сфере фармацевтики и медицинских изделий (в частности создание преференций в системе госзакупок) и динамикой государственных расходов за счет изменения стоимости продукции данных категорий. Предусмотреть возможность заключения долгосрочных контрактов на локализованную фармацевтическую продукцию и медицинские изделия с учетом гарантированного спроса со стороны государства. Рассмотреть возможность предоставления преференций компаниям, осуществляющим инвестиции в R&D (НИОКР) в России, учитывая, что эта статья расходов является наиболее затратной при разработке референтных (находящихся под патентной защитой) лекарственных средств.
Вы упоминали про СПИК, с ним какая проблема?
Борис Титов: Установленные сроки рассмотрения заявления инвестора о заключении СПИКа не соблюдаются, что вынуждает инвестора серьезно корректировать бизнес-план и получать финансовые убытки из-за открытия кредитных линий. Например, за 1,5 года с момента принятия постановления Правительства N 708 от 16 июля 2015 в фармацевтической отрасли не заключено ни одного СПИК. На рассмотрении Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России находится более пяти заявок на СПИК. По всем заявкам превышен срок рассмотрения более чем вдвое.
Нужен строгий контроль за соблюдением сроков рассмотрения заявления инвестора о заключении СПИК. Кроме того, надо законодательно закрепить право инвестора вносить изменения в проект СПИК на этапе подготовки предварительного заключения.
В мире при деофшоризации ограничения к физическим и юридическим лицам различны. Почему в России не так?
Борис Титов: Действующая модель стимулирования деофшоризации пока не предусматривает, в отличие от международной практики, дифференциации подходов к физическим и юридическим лицам. Это неизбежно повлечет за собой отток потенциальных частных инвесторов и граждан с высоким доходом в другие юрисдикции.
Нужно ввести в России (в целом или на отдельных территориях - ТОР и т.п.) специальный налоговый режим, направленный на привлечение и удержание в РФ состоятельных физических лиц, потенциальных инвесторов и т.п. Согласно такому режиму, у физлица будет право уплачивать фиксированный налог на сумму заранее согласованного с налоговым органом вмененного дохода, полученного от источников за рубежом.
А как он будет рассчитываться?
Борис Титов: Вмененный доход от зарубежных источников может быть установлен в твердой сумме, которая будет регулярно индексироваться или рассчитываться на основании усредненных данных о задекларированном зарубежном доходе налогоплательщика за последние 3-5 лет. Другой вариант - рассчитываться на основании данных налогового органа о доходах иных физических лиц, обладающих состоянием, сопоставимым по размеру с состоянием налогоплательщика, претендующего на переход на данную систему. При этом вмененный доход в любом случае не должен быть меньше минимального порога. Что касается доходов резидентов от источников в России, то они будут облагаться в общеустановленном порядке.