Цех, где полукругом стоит сверкающая бронзой и дымящаяся патиной "Стена скорби", встретил "варкой". Из раскаленного до тысячи градусов сосуда струится цвета огня жидкая бронза. Она льется в выпуклые формы. На глазах гаснет, заполняя сосуд. Потом сосуд рабочие отделят от застывшей бронзы, и она станет фрагментом "Стены".
- Вот так пустота, - встречает нас Народный художник России, скульптор и автор "Стены скорби" Георгий Франгулян, - заполняется раскаленной вечностью.
Он показывает на стоящий на подпорках двусторонний горельеф с тремя арками. Это и есть неоконченная "Стена скорби". Высотой в шесть метров горельеф давит взмывающими ввысь человеческими фигурами. Давит, потому, что людские головы скорбно смотрят вниз, а тела монолитом бронзы как плитой или многотонной беспощадной системой сплетены в нечто, что символ - не то тяги к небу, не то хрупкости человеческой жизни.
- Я бы хотел, чтобы каждый кусок отлитой бронзы передавал состояние трагедии, - объясняет свой замысел и видение "Стены" Георгий Франгулян. - Да, фигуры безлики. Такими их сделала "Коса Смерти". А как иначе? Слишком многочисленными и часто безымянными были и остаются жертвы политического террора 30-50-х годов. Вот их искореженные судьбы и вычеркнутые из жизни лица и есть символ трагедии.
Франгулян говорит, что скрежетание зла он старается предать даже в арках, прорезающих монумент во всю его длину. Скульптор проходит сквозь одну из арок. Она сделана так, что ему приходится пригибаться. А пригнувшись, человек сразу глазами упирается в скрижаль. На ней выгравировано только одно слово: "Помни!" Оно, как неслышная молитва, написано на двадцати двух языках - на пятнадцати языках народов бывшего СССР, на пяти языках ООН и на немецком - одном из языков Евросоюза. Это "Помни!" как разноязыкое эхо приходится нести в себе все тридцать пять метров - такова длина монумента. Он еще не окончен, но Георгий Франгулян уверен, что 30 октября - в День памяти жертв политический репрессий в России, памятник, наконец, найдет свое законное место.
- Идея "Стены скорби" родилась еще в 60-е годы, - говорит директор государственного музея ГУЛАГа и директор фонда Памяти Роман Романов, - но тогда, так и осталась идеей. Потом, в 80-е она трансформировалась в Соловецкий камень. Он привезен с острова Соловки и лежит у стен здания НКВД- КГБ- ФСБ на улице Лубянка в Москве. И вот почти через двадцать пять лет после установки Соловецкого камня "Стена скорби" - его продолжение встанет в Москве. Я считаю, что это точка отсчета - лишь начало осознания явления ГУЛАГа в истории страны. И я знаю, что оно идет. К нам в фонд Памяти обращаются люди из многих регионов. Они знают, что "Стена скорби" выиграла конкурс среди других не менее талантливых проектов. Теперь у нас их просят для установки в самых разных уголках страны.
Когда в цех сборки "Стены скорби приехал глава Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ Михаил Федотов, он долго и тепло здоровался с Георгием Франгуляном и Романом Романовым. А когда увидел две трети собранной "Стены", обрадовался: "Уверен, 30 октября монумент задышит".
- Для меня "Стена скорби" - это наше движение к примирению, но не через забвение, - считает глава СПЧ Михаил Федотов. - Ведь в нашей истории есть как героические страницы, так и преступные. Первые мы чтим. От вторых, чтобы отречься, надо пройти сквозь осознание преступления. А это как обряд Крещения. Он требует отречься от Сатаны - Сатаны репрессий и террора. Только пройдя сквозь это очищение, можно свободно двигаться в будущее.
Справка "РГ"
"Стена скорби" оценена в 460 млн рублей. 300 млн выделила мэрия Москвы. 160 млн - народные взносы. Пока народом внесено 32 184 686 рублей 16 копеек.