Этот вывод начисто отмел другие версии случившегося. А их вслед за катастрофой Ту-154 с бортовым номером RA-85572 было озвучено немало. Говорили и о возможном перегрузе лайнера и возникших на борту технических неполадках. Самолет шел из подмосковного Чкаловского в сирийскую Латакию. На аэродром в Сочи он приземлился лишь для дозаправки топливом.
Напомним, что среди 84 пассажиров лайнера оказались глава благотворительного фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, артисты Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова во главе с главным военным дирижером генералом Валерием Халиловым, журналисты федеральных телеканалов. Все они летели в Сирию, чтобы поздравить наших военных с наступающим Новым годом. И весть об их гибели буквально всколыхнула всю страну.
Ошибочные действия экипажа в числе версий тоже не исключались. Но на первых порах многие эксперты предпочитали в эту версию не вдаваться - им с трудом верилось, что в такой ответственный рейс могли отправить недостаточно подготовленный экипаж. Однако в итоге роковую роль в гибели Ту-154 сыграл именно человеческий фактор. Вот что по этому поводу сообщило минобороны: "Комиссией по расследованию авиационного происшествия в районе аэропорта Сочи, куда входили вместе с экспертами Минобороны России представители Минтранса России, Межгосударственного авиационного комитета, Министерства промышленности и торговли РФ, а также авиаконцерна "Туполев", завершено расследование авиакатастрофы самолета Ту-154, произошедшей 25 декабря 2016 г.
В ходе работы комиссии экспертами были внимательно проанализированы все обстоятельства, предшествовавшие авиационному происшествию, а также изучены технические параметры полета Ту-154 с момента взлета с аэропорта Сочи. По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном.
Комиссией не выявлено нарушений действующих требований, касающихся рассадки пассажиров в салоне Ту-154, а также загрузки и центровки перевозимого груза, вес которого составлял 150 кг. Также не установлено нарушений правил заправки самолета топливом в аэропорту г. Сочи или воздействия внешних факторов".
А теперь о том, что осталось "за бортом" краткого сообщения минобороны. Как выяснилось, проблемы у командира воздушного судна Волкова возникли еще до взлета из аэропорта в Сочи. В частности, майор с трудом ориентировался в рулении на взлетно-посадочную полосу, куда после дозаправки его самолет катил вслед за автомобилем сопровождения.
Эта нервозность у Волкова еще больше возросла при взлете. Уже на седьмой секунде разбега, когда лайнер едва набрал скорость 70 км/ч, командир судна, особо не выбирая слов, начал грубо запрашивать экипаж о курсе взлета. Эмоциональное напряжение Волкова, как полагают эксперты, отразилось не только на настроении, но и на действиях его помощников. На очень ответственном этапе - взлете - им пришлось отвлекаться от основных обязанностей. Да и сам командир, похоже, в этот момент утратил контроль за значимыми элементами воздушного старта.
А дальше проблемы пошли по нарастающей. Все последующие события говорят о том, что майор, не полагаясь на показания приборов, действовал словно по наитию. После отрыва Ту-154 от полосы и уборки шасси, Волков увеличил угол тангажа до 15 градусов, но затем почему-то отклонил штурвал от себя и удерживал его в этом положении. То есть фактически замедлял набор высоты. Еще спустя несколько секунд он дал команду убрать закрылки. Вообще-то эту операцию экипаж должен был выполнить после того, как лайнер набрал эшелон в полкилометра. В реальности самолет поднялся всего на 157 метров. На высоте 231 метр при скорости 360 км/ч "Туполев" вместо того, чтобы продолжать взлет, перешел на снижение. На борту возникла отрицательная перегрузка, ее почувствовали не только члены экипажа, но и сигнальная система. Она отреагировала сиреной и включением красного табло "Опасно земля".
Волков это предупреждение наверняка видел и слышал, но было уже поздно. Его попытки вывести лайнер из падения с большим левым креном оказались тщетными. В 5 часов 25 минут на 73-й секунде полета Ту-154 рухнул в Черное море. Это случилось всего в 1270 метрах от берега.