И ездят они сегодня как бог на душу положит не от хорошей жизни. По проезжей части - раздражая автомобилистов, по тротуарам - пугая пешеходов. Хотя в любом европейском городе велодорожка, пересекающая город в самых разных направлениях, - давно уже не только привычный, но и обязательный атрибут.
Как считают кировские общественники, для того чтобы нечто подобное появилось на Вятке, должны дозреть и власти, и сами велосипедисты.
- Хочется, чтобы можно было не только в парке безопасно кататься на велосипеде, а использовать его именно как транспорт для передвижения по городу, - говорит активистка велосипедного движения в Кирове Светлана Удельная. - Но сегодня это весьма проблематично. Хотя кое-какое движение в этом направлении есть. За последние годы мы установили в городе за свой счет около двух тысяч велопарковок. И это послужило примером для бизнеса: предприниматели уже сами устанавливают велопарковки возле магазинов и кафе, поскольку поняли, что в современном мире это необходимость. К тому же привлекает дополнительных клиентов.
Но в том, что в ближайшее время в Кирове появятся велодорожки, активисты сильно сомневаются. Хотя несколько лет назад при мэрии была даже создана рабочая группа, где обсуждалась возможность создать целую сеть велодорожек, соединяющую наиболее значимые точки города с центром. Схема велодвижения подразумевала, что пути для двухколесного транспорта не пересекутся с автомагистралями. Появились эскизы и проекты велосипедного сообщения в городе, один из маршрутов энтузиасты "проложили" вдоль всего берега Вятки. Горячо спорили, как это можно сделать: одни настаивали на том, что за счет тротуаров, другие сужали проезжую часть. Но к единому мнению так и не пришли. Был проект, который подразумевал велодорожки вдоль всего берега Вятки. Однако дальше обсуждений дело не пошло, и сейчас в городе нет ни одного полноценного веломаршрута.
- В своей рабочей группе мы пришли к выводу, что это нужно делать поэтапно, - говорит Григорий Долгих, руководитель федерации велоспорта Кировской области. - В новых микрорайонах в этом должен быть заинтересован застройщик. А когда идет реконструкция уже имеющейся улицы, можно, например, убавить пешеходную часть или часть газона, за которым никто не ухаживает, и за счет этого сделать велодорожку.
Сегодня городов, где есть хоть какая-то велоинфраструктура - единицы. Как рассказала член Общественной палаты Кировской области Светлана Занько, в Чебоксарах, например, пошли простейшим путем и просто отчертили на тротуарах линию для велодорожки. Как считают активисты, это в чем-то смешно, но хотя бы такими небольшими шагами стоит идти в светлое "велобудущее".
Пока же больше всего надежд возлагается на строителей, которые осваивают новые микрорайоны. Наиболее продвинутые уже включают в план строительство велодорожек. Таким образом, хотя бы в пределах крупных микрорайнов можно будет без проблем передвигаться на велосипеде.
Как считает Григорий Долгих, рано или поздно чиновники мэрии все равно придут к тому, что потребуется создавать велосипедную инфраструктуру. Сейчас в городе около 100 тысяч велосипедистов. Но совсем скоро их станет в три раза больше, и отмахнуться от проблем сторонников экологически чистого вида транспорта будет уже невозможно.
- Когда количество велосипедистов вырастет настолько, что не заметить их уже не получится, властям придется с этим что-то делать и как-то регулировать, - считает он.
Ускорить процесс признания активисты рассчитывают популяризацией велодвижения. Много новых любителей "коня" педального появилось в городе благодаря велошколе: опытные велосипедисты учили начинающих, как правильно и безопасно для себя и окружающих ездить во дворах, по дороге и тротуару.
Хорошо способствуют развитию велодвижения в городе велопарады. В прошлом году и в нынешнем - 27 мая - он уже шел с перекрытием проезда для автотранспорта и собрал множество как взрослых, так и маленьких участников.
Плюс подготовлен туристический веломаршрут "Колесо истории", который должен заработать в текущем году. Это экскурсия по исторической части города, сопровождаемая лекциями по его истории.
Что же касается акции "На работу на велосипеде", которая прошла пару недель назад во многих городах России, кировские общественники этот день как-то особо не отмечают. Да и как тут отмечать, если и так каждый день ездят на работу на велосипеде. Коллеги относятся к увлечению спокойно. Чего не скажешь об автомобилистах.
- Я езжу по проезжей части, показывая повороты, соблюдая правила движения, - говорит Светлана Удельная. - Не могу сказать, что меня зажимают автомобилисты, но пока это все равно сопряжено с риском. Велосипедистов в городе становится все больше, и водители автотранспорта должны с уважением к нам относиться, понимать, что у велосипедистов тоже есть право на движение.
27 мая велопарад в Кирове прошел не с таким размахом, как в прошлом году, когда многие участники приехали на него в сказочных костюмах. На этот раз таковых было только двое - бабушка с внуком. Да и народу собралось в два раза меньше, чем ожидали, - около 200 человек. Относительно небольшую явку Григорий Долгих объяснил пасмурной и холодной погодой.
Зато на этот раз в программе значились состязания по прыжкам в высоту на велосипеде. Как говорят участники парада, в современном городе без велодорожек прыжковая техника нужна, чтобы преодолевать бордюры и препятствия.
В рядах велопарада, стартовавшего от парковки на улице Воровского и финишировавшего у цирка, был замечен и председатель Законодательного собрания Кировской области Владимир Быков.
"Велопарад - это очень важно, - говорит он. - Мы сегодня показали, что по Кирову можно ехать на велосипеде. И, конечно, нужно создавать в городе условия для велосипедистов. Мы подумаем, как это сделать. Раз такое движение начинается, значит, будут и велодорожки".
А в Вятских Полянах на старт велосипедного пробега, организованного сотрудниками Госавтоинспекции и советом молодежи при администрации города, вышло около трехсот человек - больше, чем в Кирове. Они проехали торжественной цепочкой по районному центру с лозунгами-плакатми "Движение с уважением", "За безопасность дорожного движения", "Я соблюдаю ПДД". Для самых маленьких велосипедистов автоинспекторы провели тематический конкурс-викторину. За несколько часов велосипедистам удалось объехать самые оживленные улицы города и напомнить участникам дорожного движения о взаимной вежливости на дороге.
В Ижевске велопарад по традиции пройдет В День России, когда столица Удмуртии отмечает и День города. Велопарад, в котором ежегодно принимают участие более тысячи человек самого разного возраста, будет уже седьмым по счету. Принять участие в нем может любой желающий, необходимо лишь иметь велосипед.
Старт велопарада от ТРК "Столица" намечен на 17.00 12 июня. Колонна поедет по улицам Автозаводской, 10 лет Октября, Пушкинской, переулку Раздельному и далее через улицы Коммунаров и Лихвинцева к финишу на Центральной площади. Здесь на главной сцене состоится розыгрыш ценных призов. Главный из них - велосипед.
Регистрация участников начнется в 15.30 на площадке ТРК "Столица" (Автозаводская, 3а). Во время регистрации до начала старта будет организована развлекательная программа: конкурсы рисунков на асфальте, костюмов и спортивные.
Управление по физической культуре и спорту администрации Ижевска: Тел. (3412) 41-45-50.