Не до всех городов Сибири можно долететь напрямую, порой приходится сначала добираться до Москвы, чтобы уже оттуда отправиться в конечный пункт назначения. А так называемый "прямой" рейс из Норильска в столицу лежит через Красноярск или Новый Уренгой и стоит 25-40 тысяч рублей в одну сторону.
Тема транспортной доступности сибирских и дальневосточных регионов стала основной на VI международном форуме "Транспорт Сибири". Выступая на нем, заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов отметил, что программа субсидирования авиаперевозок (программа № 1242) оказалась эффективной. Однако, на его взгляд, правильнее перейти от субсидирования к методам налогового регулирования и бюджетирования. Именно налоговое стимулирование всех перевозок замминистра считает основой государственного воздействия на транспортную систему в экономической области.
Уже на все внутренние авиаперевозки в стране ставка налога снижена с восемнадцати до десяти процентов. Однако в авиаотрасли эта мера действует до конца 2017 года, тогда как на железнодорожном транспорте - до 2029-го. Эту меру Валерий Окулов предлагает сохранить. А в отношении труднодоступных или софинансируемых со стороны регионов маршрутов - установить и вовсе нулевой НДС.
- С нашей точки зрения, это даст сильный импульс и развитию региональных аэропортов, и формированию новой маршрутной сети. Самое главное, это добавит удобства для пассажиров нашей страны, которые смогут перемещаться максимально коротким маршрутом между различными городами. В конечном счете, это удешевит стоимость авиаперевозок, - продолжил тему министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов.
Пока же субсидирование перевозок минтранс намерен сохранить. Правда, бюджет программы сократился с первоначальных 4,2 миллиарда до нынешних 3,4 миллиарда рублей. Поэтому ведомство готово рассматривать только заявки по труднодоступным маршрутам и маршрутам, которые софинансируются субъектами федерации. По данным Валерия Окулова, в этом году 112 маршрутов действуют в рамках программы №1242, из них 76 - софинансируются.
Помимо этого, минтранс РФ обратил внимание на повышение аэропортовых тарифов. Разобраться в этом руководство ведомство призвало Федеральную антимонопольную службу.
- Решения, которые принимаются в отношении повышения тарифов аэропортах - будь то взлет-посадка, тарифы за обслуживание пассажиров и другие, требуют нашего внимания, - подчеркнул Валерий Окулов на заседании экспертной группы по развитию авиации при полпреде президента РФ в СФО.
Как сообщает ТАСС, московские аэропорты Шереметьево и Домодедово с 1 апреля нынешнего года подняли для авиакомпаний аэропортовые сборы (с 2016 года их перестала регулировать ФАС). Сборы Шереметьево выросли в среднем на 7,5 процента, в Домодедово - на 6,8-15,4 процента. В аэропорту Внуково тарифы в этом году не выросли, так же, как и в новосибирском Толмачево.
Сергей Меняйло, полномочный представитель президента РФ в СФО:
- Учитывая географические особенности Сибири, необходимо продолжить развитие региональной авиации. Действующие программы поддержки доказали свою эффективность, улучшив транспортную обеспеченность. В то же время не в полной мере решен вопрос ценовой доступности внутрирегионального авиасообщения. Маршруты, решающие проблему транспортной доступности населенных пунктов, нужно признать социально значимыми и поддерживать в первую очередь. И здесь важна консолидация федеральных и региональных средств бюджетной поддержки.