Новое производство позволит снизить зависимость отечественных производителей от иностранных компаний и откроет перед ними широкие экспортные перспективы. О том, как будет реализовываться данный проект и как себя чувствуют отечественные фармкомпании, рассказал "РГ" генеральный директор BIOCAD Дмитрий Морозов.
Дмитрий Валентинович, одно из заметных событий ПМЭФ - это подписание соглашения между Санкт-Петербургом и BIOCAD. Что планируется сделать в рамках этой договоренности?
Дмитрий Морозов: Мы фиксируем очередной этап развития нашей компании. Учитывая, какие потенциальные возможности перед компанией открываются в связи с подписанными экспортными контрактами, нам необходимо увеличить производственные мощности. Также мы планируем увеличить наши возможности для проведения исследований. В частности, будут введены дополнительные лаборатории и производственные мощности в рамках строящейся инфраструктуры. Мы подписываем с городом документы, которые подтверждают наши взаимные обязательства.
Также мы планируем подписать с городом соглашение о новом проекте, который подразумевает выделение дополнительного участка в Пушкинской промышленной зоне. Там будут производиться химические субстанции для лекарственных препаратов и готовые лекарственные формы.
Когда планируется запустить это производство?
Дмитрий Морозов: Я думаю, что о запуске говорить еще рано. Мы сейчас находимся в процессе переоформления земельного участка. Примерно два с половиной - три года нам потребуется для того, чтобы этот проект осуществить.
Дмитрий Валентинович, а как вы вообще оцениваете конкурентоспособность отечественной фармы?
Дмитрий Морозов: Я считаю, что на сегодняшний момент отечественная фарма находится в достаточно хорошей форме. Очень важно не терять темп. То есть, нужно от моделей, которые подразумевают выпуск дженериков (копий известных препаратов), перейти к инновационной модели развития, работать уже на импортоопережение и в основном на экспорт. Мы должны, прежде всего, понимать, что собственный выпуск субстанций сделает нас конкурентноспособными, это раз. И второе, если мы говорим о реальном экспорте нашей продукции за рубеж, оригинальный препарат - это залог успеха.
Не утихают споры насчет преференций, которые должны получать отечественные фармпроизводители. Как вы считаете, достаточно ли делается в данном направлении? Что еще нужно сделать?
Дмитрий Морозов: Инициатива Минпромторга, которая сейчас активно обсуждается, на мой взгляд, хороша. В чем преимущество, которое отечественные получат производители? Появляется возможность построения вертикально-интегрированных компаний: от сырья до выпуска готовых лекарственных форм, подразумевающая дальнейшее продвижение и продажу на мировых рынках. Это не нравится нашим зарубежным коллегам по рынку. Очевидно, что они в этом не заинтересованы. Можно уже четко сказать, они не заинтересованы в развитии навыков и компетенций сложной и высокотехнологичной фармы в Российской Федерации. Понятно почему. Это для них конкурентное поле. Не только в Российской Федерации. Мы уже сейчас видим, когда выходим на зарубежные рынки, с каким ожесточенным сопротивлением, со стороны наших зарубежных коллег мы сталкиваемся.
Недавно компания BIOCAD внедрила собственную систему добровольной маркировки. Зачем вам это надо?
Дмитрий Морозов: Я считаю, что это достаточно принципиально. Мы хотим отслеживать путь нашего продукта до конкретного потребителя. Потому что мы понимаем, что во всех проявлениях фармацевтический рынок достаточно многообразен и то, как наш продукт поступает к непосредственному потребителю, позволит нам гарантировать качество продуктов.
В рамках форума BIOCAD подписала соглашение с Сеченовским университетом. Значит, что в Сеченовском университете будут готовить кадры для BIOCAD? Что еще будет сделано в рамках соглашения?
Дмитрий Морозов: Кадры могут готовить большое количество вузов. С точки зрения кадровой политики мы очень широко кооперируемся с учебными заведениями. Но Сеченовский университет интересен тем, что там существуют добрые традиции как с точки зрения разработки препаратов, так и с точки зрения медицинского применения. Там хорошие толковые врачи, вуз всегда этим славился. И, конечно же координация с людьми, которые понимают и видят, как в дальнейшем применять наши препараты, нам очень важны. Это, конечно, не отменяет взаимных планов по подготовке кадров.
Дмитрий Валентинович, а что вообще происходит с кадрами для фармацевтической отрасли? Помогает ли вам решать кадровый вопрос стипендиальная программа, которая реализуется вашей компанией?
Дмитрий Морозов: Конечно, помогает. С помощью этой стипендиальной программы мы охватываем не только Москву и Санкт-Петербург, но и другие регионы. И это для нас очень важно. Я абсолютно уверен, что талантливая и способная молодежь есть везде, и Сибири, и на Дальнем Востоке, и на юге страны.