Тема посадок, известно, актуальная. Правда, вряд ли когда дело касается огородничества. Но то, как сажал свои вершки и корешки Андрей Болотов, можно записывать не только в учебники, но и в художественную литературу. Что он и делал. В 1795 году Андрей Тимофеевич записал в своем дневнике: "Красивый чабер и другие произрастения наперерыв друг перед другом услаждают обоняние мое и бальзамическими запахами своими провожают меня в вертоград мой".
Болотов, для которого огородничество и садоводство было сродни священнодействию, разбил свой огород в собственном имении. И отвлечь его от грядок могла лишь Екатрина II. Когда потребовался опытный хозяйственник для императорских волостей в соседних Серпуховском и Богородицком уездах, не было сомнений, кого призвать на службу.
После смерти Екатерины Болотов сосредоточился на огороде и публицистике, проживая со своей многочисленной семьей (у Андрея Тимофеевича было девять детей) в Дворянинове. Наладил выпуск журнала "Экономический магазин" про "нужные и неизбежные городским и деревенским жителям вещи", которые касались хозяйства.
Не случайно Болотов стал одним из основоположников агрономии в России. Во многом благодаря ему на Руси так полюбился картофель. Но, например, репу, которая пострадала из-за этой любви, Андрей Тимофеевич призывал культивировать и впредь.
А еще козлобородник, мангольд, рапунцель... Это крупицы из того, что Болотов высаживал в своем огороде. И знал, как применять произрастаемое.
Теперь в Дворянинове по крупицам воссоздают тот огород.
Три Натальи. Смирнова - сотрудница музея-усадьбы в Дворянинове. Белова и Иванкевич - большие поклонницы творчества Болотова и здорового и вкусного питания.
Усадебный дом, конечно, не сохранился. Но про Болотова в здешних местах не забывали, колхоз был назван в его честь, осталась и деревня Болотово. А в конце 1980-х на фундаменте болотовского дома построили новое здание.
Огород появился позже. С некоторых пор посетители, прежде чем попасть в музей, проходят мимо табличек с неизвестными или вовсе забытыми названиями, вроде "брюквы", "кардона", "пастернака" или "пимпинели".
В 2007-м музей выиграл грант на создание Болотовского огорода. И каждый год тут стали сеять горох и прочие "произрастения", как их называет в своих трудах Андрей Болотов.
Накануне десятилетнего юбилея грядки обновили - "упаковали" в новые каркасы (прежние пришли в негодность), подсыпали гравия между ними, завезли новую землю. А рыхлить ее и высаживать семена позвали всех желающих. Девушек особенно привлекало название - "Праздник прощания с маникюром", мужчин - обещание накормить всех тружеников пирогом с мангольдом. Оказалось, это свекольная ботва. Запеченная с сыром она была чудо как хороша.
Потому что так здесь было заведено. Вот Натальи и восстанавливают историческую справедливость. Наталья Иванкевич, например, филолог по образованию, в совершенстве владеет французским. И это - необыкновенное подспорье в ее увлечении огородничеством и творчеством Болотова.
- Основываясь на его труде "Нечто вообще об огородных произрастениях", мы решили сделать дидактический огород, - говорит Наталья. - Пока не знаем, что с чем Андрей Тимофеевич сочетал. Но у нас есть список съедомых трав, кореньев и прочих произрастений. Вот все по списку и высаживаем.
К огороду приглашают приобщиться всех посетителей музея. Кто-то отказывается, кто-то соглашается и с удовольствием чуть ли не на коленках ползает между грядок с табличками. На них - современное название культуры, название, как у Болотова в XVIII веке, и латинское.
- Так что каждый выбирает, что ему лучше высадить или вкуснее съесть. Кто-то предпочитает топинамбур, кто-то - иерусалимский артишок. Хотя это одно и то же, - замечает Наталья.
Иванкевич признается, что для нее идентификация болотовских названий произрастений - как квест. Она уже разобралась, например, что такое трипмадам, селерея, рапунцель...
- Но до сих пор не знаю, что такое земляные мыши, - сокрушается Наталья. - Выясняем.
Было | Стало |
Рапунцель | Салат полевой |
Пимпинель | Кровохлебка |
Тартуфели | Картофель |
Любовные яблочки | Томаты |
Может, "земляные мыши" станут популярны, как руккола в 2000-х в Европе и в России. Салаты с ней до сих пор остаются хитом в ресторанах. А вот Болотов, как говорит Иванкевич, рукколы не знал.
- В его времена она находилась в забвении. Еще в эпоху раннего христианства, в X-XI веках, монахиня Хильдегарда Бингенская грозила насельницам своего монастыря, указывая на рукколу: "Только попробуйте!". Все потому, что трава эта считалась мощнейшим афродизиаком, возбуждала половое влечение. Еще в античные времена эту траву Овидий воспел как в "Искусстве о любви", так и в "Лекарстве от любви", - рассказывает Иванкевич.
Тогда религиозные настроения являлись превалирующими не только в монастырях, но и в обществе. Не случайно Овидий пишет: "Если хочешь излечиться от любви, "похотливую травку" забудь. Под "похотливой травкой" он имел в виду как раз рукколу.
А в начале 2000-х Европа сошла с ума из-за нее. Хотя за 15 лет до этого бума рукколу употребляли разве что любители дикорастущих трав.
Недавно у рукколы появился серьезный конкурент. В интернете уже полно статей о пользе капусты-кейл, а едва ли не первый запрос в поисковике - где купить этот самый кейл?
Наталья Иванкевич знает об этой капусте все. И Андрей Болотов знал. Просто кейл сменил имя:
- На рубеже XVIII и XIXвеков укоренялись названия произрастений, которые они получали в стране происхождения. Например, листовая капуста пришла в Россию давно. Она у нас и так была изначально, взять ту же знаменитую копорку - и кочанную, и листовую.
Из Германии же завезли высокую листовую капусту, плюмажную, я бы сказала. И коричневая, и зеленая, и кучерявая. Называли ее брунколь, густерколь, шнитколь. Под этими названиями она упоминается у Болотова.
Потом капуста эта впала в забытье и вернулась только в XXI веке, но уже из Англии. И все - мы забыли про брунколь. Теперь это кейл, так любимый хипстерами.
Судя по названию "трипмадам", кажется, это тоже что-то из области "похотливых травок". Оказывается, нет.
"Трипмадам" - это добавка к салатам, так же известная как очиток или заячья капуста.
- У трипмадам вкус вяжуще-кисло-острый. Во французских источниках находим, что "tripe" - это танец с подпрыгиваниями, - поясняет франкофон-Иванкевич. -То есть на русский это название можно перевести как "прыгмадам".
А все почему? Когда салат с этой приправой попадал на язык дамам, они вздрагивали."Ой, что это?!", - вопрошали они, ощутив столь неожиданный вкус.
Болотов любил все новое. До нынешних дней дошли воспоминания, что все несли и везли ему семена, овощи, травы. Именно Болотов стоял во главе популяризации картофеля. Именно он начал культивировать любовные яблочки - они же помодорро, они же помидоры, они же томаты. Их Андрей Тимофеевич высаживал и в открытый грунт.
- Картофель тяжело приживался на Руси, - говорит Наталья. - Но в итоге вытеснил репу, брюкву, пастернак. Все эти овощи раньше выращивались и использовались в гораздо больших количествах. Но приготовление каждого было сопряжено с определенными трудностями. Картофель все-таки очень пластичный овощ. Что из него только не сделаешь! Плюс он сочетается почти со всем. А я с трудом себе представляю репу с рыбой, например. И пюре не такое воздушное из репы...
Но, по словам Иванкевич, неправильно, что исконные овощи, которые культивировались на Руси, забыты. В той же репе содержатся вещества, укрепляющие сердечную мышцу, репа - это профилактика раковых заболеваний.
- Мне за репу обидно, - печалится Наталья.
И хочет вытянуть ее из забытья.
Еще Иванкевич просит не забывать про бобы.
- Их же у нас выращивали издревле, - отмечает она. - Это, можно сказать, библейский овощ. Бобы долго хранятся. В древней Руси бобы вообще были стратегическим запасом. У нас пишут, что в вечной мерзлоте хранятся банки с тушенкой, как неприкосновенный запас. А раньше такими запасами являлись бобы.
Они могут храниться несколько лет и остаются питательной белковой пищей.
Правда, сварить сухие бобы, особенно пролежвашие несколько лет , - не так просто. К тому же переваривать такую пищу довольно сложно. А вот бобы молочной спелости - настоящий деликатес.
Фасоль гораздо мягче и урожайнее. Болотов приводил несколько видов бобов, а наряду с ними и бобы турецкие, растущие по тычинам (палкам, воткнутым в землю - прим. "РГ"). Эта-то фасоль в итоге вытеснила бобы...
Говорят, обновление его - оформление гряд, гравий, земля, подвоз всего этого и монтаж, обошелся в 200 тысяч рублей. А дальше за грядками следить будут работники музея и посетители. Тем, кто переживает за маникюр, выдадут перчатки.
После прополки тут можно почаевничать - напиток заваривают по болотовскому рецепту - из буквицы, что в изобилии произрастает в здешних местах.
Чай под липами в Дворянинове и аккуратные грядки в Болотовском огороде наверняка вдохновят каждого на творчество, как вдохновляли самого Андрея Тимофеевича.
Бобы | Содержат много витаминов, фосфор и железо. |
Мангольд - листовая свекла | Содержит много витамина К, натрий, магний, калий и железо |
Салат полевой (рапунцель, корн, маш-салат). | Содержит белки, каротин, клетчатку, витамины, минеральные соли , кислоты. Сильный антиоксидант |