На сегодня это самые сложные в мире механические наручные часы, возможности которых сравнимы с высокотехнологичными современными устройствами. Сложнейший астрономический прибор имеет два циферблата и 23 усложнения.
В конце 2015 года мануфактура Vacheron Constantin отметила свое 260-летие созданием самых сложных в мире карманных часов с 57 функциями, названных по двум этим цифрам - Ref. 57260. Таким образом, Patek Philippe лишился статуса рекордсмена в этой категории. В начале 2017 года свой успех Vacheron Constantin подкрепил новым выдающимся произведением: наручными часами Les Cabinotiers Celestia Astronomical Grand Complication 3600.
На двух циферблатах размещены индикаторы 23 усложнений и функций. Они приводятся в движение новейшим калибром 3600 с минутным турбийоном. Шесть заводных барабанов обеспечивают автономную работу часов в течение трех недель. Для своих возможностей механизм отличается довольно скромными размерами (диаметр 36 мм и толщина 8,7 мм) и состоит из 514 деталей. На его создание потребовалось пять лет, от начала до конца над ним трудился один мастер.
Главное место на лицевом циферблате занимает "уравнение времени" (разница между гражданским и солнечным временем) в необычном, очень наглядном виде. Гражданское (стандартное) время, по которому мы все живем, отсчитывается центральными золотыми стрелками с "яблоками Бреге". Истинное же солнечное время рассчитывается по наблюдаемой траектории движения Солнца и колеблется в течение года от -16 до +14 минут по сравнению со стандартным временем - за него отвечает вторая центральная минутная стрелка с наконечником в виде Солнца. Такая индикация гораздо нагляднее и яснее, чем более распространенная в качестве "уравнения времени" дополнительная шкала, показывающая текущую разницу в минутах и требующая дополнительных вычислений.
Здесь же разместились указатели вечного календаря с необходимостью корректировки лишь раз в 400 лет, указатели фаз Луны, времени суток, сезонов (с зодиакальными знаками и днями солнцестояния и равноденствия), восхода и заката, продолжительности дня и ночи, а также впечатляющая индикация приливов и отливов с трехмерными изображениями Солнца, Земли и Луны, отвечающих за эти природные явления.
На циферблате с обратной стороны расположен еще один счетчик времени - звездного, или сидерического. Сидерические сутки - это 23 часа 56 минут и 4 секунды по гражданскому времени. Звездные часы и минуты отображаются с помощью двух наложенных друг на друга дисков из сапфирового стекла с 24-часовой разметкой. Эту редкую функцию усиливают несколько астрономических счетчиков на карте звездного неба с созвездиями для конкретной географической координаты (в данном случае Женевы). Обозначена траектория движения Солнца по небосводу в течение года, есть указатели месяца и запаса хода. Заметное место занимает каретка минутного турбийона в виде Мальтийского креста - фирменного знака Vacheron Constantin.
Все вышеперечисленное помещено в удивительно компактный корпус из белого золота диаметром 45 мм и толщиной всего 13,6 мм. Модель, стоимость которой определяется порядка миллиона швейцарских франков, создана в единственном экземпляре и остается собственностью компании.
А теперь самое интересное. Вдохновившись идеей объединить техническое мастерство, эксклюзивные услуги и индивидуальный подход, Vacheron Constantin готов в рамках работы направления Les Cabinotiers выпускать один-два уникальных экземпляра в год на основе Celestia Astronomical Grand Complication 3600, при этом каждый обязательно будет чем-то отличаться от других по желанию заказчика. Впрочем, такой принцип может применяться и к другим моделям - например, к представленной в этом году Les Cabinotiers Symphonia Grande Sonnerie 1860 (они стали первыми наручными часами марки с репетиром класса Grande Sonnerie). Таким образом, Les Cabinotiers становится подразделением, предлагающим, в зависимости от сложности часов, собирать уникальные экземпляры по желанию клиента либо вообще "с нуля" (аналогично пошиву костюма bespoke), либо сочетая по-новому функции или детали дизайна на основе уже существующих моделей (аналогично made-to-measure). Впрочем, аналогия эта касается лишь конструктивного принципа: сложность работы и цена здесь будут определяться в каждом случае индивидуально. О подробностях таких заказов потенциального клиента с удовольствием проконсультируют в московских бутиках Vacheron Constantin.