03.06.2017 10:20
    Поделиться

    В Воронеж из Пушкинского музея привезли картины "крылатого реалиста"

    Клоуны, кентавры, шекспировские герои и расстрелянные ангелы Александра Тышлера на месяц заняли главную выставочную площадку Платоновского фестиваля, который проходит до 14 июня. В столицу Черноземья привезли более сотни полотен и рисунков из фондов ГМИИ имени А. Пушкина, Бахрушинского и Тульского художественного музеев.

    В экспозицию вошли живопись, акварели, литографии и эскизы к спектаклям, которые Александр Тышлер (1898-1980) оформлял в ведущих театрах Москвы, Ленинграда и Минска. Последний раз монографическая выставка его работ проходила в Москве почти 20 лет назад.

    В Воронеже их развесили не по хронологии, а по тематическим разделам. Дело в том, что ярких поворотов в творческом развитии Тышлера не было: он обрел свою манеру в начале 1920-х и со временем только оттачивал. В отличие от многих советских авангардистов, которые вынужденно перенимали господствующий стиль и лишь во время "оттепели" возвратились к прежним поискам.

    Такое постоянство не означает, правда, что Тышлер не сталкивался с ограничениями.

    - В 1933 году вышла печально известная книга Осипа Бескина "Формализм в живописи", где нескольких художников шельмовали за "идеологически вредное" буржуазное искусство. Упоминались и две картины Тышлера - "Материнство" и "Махно в гамаке", - рассказала куратор выставки, старший научный сотрудник отдела личных коллекций Пушкинского музея Анна Чудецкая. - Он "запер" их в мастерской, где работы и пробыли до 1994 года. Передавая коллекцию в дар нашему музею, вдова художника старалась об этом случае не говорить, даже просила не писать о нем в этикетках!

    Несколько десятилетий художник работал в основном как сценограф. Этой стороне его творчества посвящена целая глава в книге режиссера Григория Козинцева "Наш современник Вильям Шекспир". Называется она "Крылатый реализм": художник не порывал с фигуративностью, не бежал жизнеподобия, но умел видеть в обыденном - фантастическое. Тем более это касается его станковых работ, где в волосах любимой щебечут птицы, уличный торговец выглядит бродячим фокусником, а в небе над жертвами махновцев мучительно сжимает губы солнце.

    - Работе для театра способствовал сам дар Тышлера - глубокая склонность к метафоре, игре, лицедейству. Но в сценографии он следовал тем же принципам, развивал те же образы, что и в станковой живописи - к которой снова обратился в 1960-е. Так что Тышлер стал как бы "мостиком" между первой и второй волнами советского авангарда, - пояснила Анна Чудецкая. - Однажды он сказал: "Люблю, чтоб было реально - но не натуралистично". Это может быть ключом к пониманию его творчества. Тышлер изыскивает в реальности особые черты и - обыгрывает, усиливает, умножает. Я предлагаю использовать его искусство как увеличительное стекло, чтобы рассмотреть нашу историческую реальность.

    На выставке соседствуют "Портрет Ванды" (1918), словно отсылающий к эпохе рококо, и серия "девушек на шаре", обыгрывающих известное полотно начала ХХ века; ценный карандашный "Продавец палок" (1925) из собрания воронежского музея имени И. Крамского и живописный "Продавец стульев" (1944). Перекликаются "расстрельные" серии: в 1925-м Тышлер осмысливал расстрелы и погромы гражданской войны, в 1964-м - издевательства фашистов.

    - Он не боялся этой тематики, достаточно острой и для сегодняшнего дня: насилие, война, стихийная жестокость… - подчеркнула Чудецкая. - Один из его братьев был расстрелян в Крыму, другой повешен в Мелитополе махновцами, которые въехали в город под видом свадебного поезда (Махно был переодет невестой). Чудовищный театр! Может быть, именно это раскрыло ему глубины архетипического. Даже поздние работы - декоративные, радостные - подводят нас к размышлениям: кто такой человек - кукла или кукловод, свободно ли он выбирает свою роль или все предопределено судьбой? Эти вопросы созвучны шекспировским.

    По мнению куратора, между Тышлером и его современником Платоновым есть бесспорное сходство. Во-первых, они стремились "вскрыть" натурализм, чтобы добраться до структурных основ материала, - отсюда самобытный язык обоих. Во-вторых, не боялись быть верными себе, несмотря на идеологический диктат и страх, парализующий общество.

    - На Тышлера, как и на Платонова, "не действовали" ни чины, ни звания. Эти люди ориентировались на другие вещи, - добавила Чудецкя. - В Москве на одном из зданий на Тверском бульваре висит доска: "Здесь работал Андрей Платонов". Но не сказано, что работал великий писатель истопником. Семья Тышлера порой выживала благодаря не его таланту, а тому, что жена была отличной белошвейкой.

    Выставка "Александр Тышлер. Игра и лицедейство" открыта до 2 июля в областном художественном музее имени И. Крамского. Адрес: Воронеж, пр-т Революции, 18. График работы: со среды по воскресенье с 10 до 18 часов, по пятницам с 11 до 18, по четвергам с 12 до 20. Касса прекращает работу за 45 минут до закрытия музея. Телефон для справок: (473) 255-38-67.

    Прямая речь

    Ирина Баканова, заместитель директора по научной работе ГМИИ имени А. Пушкина:

    - Творческий метод Тышлера на протяжении жизни почти не менялся. И его даже упрекали в этом - мол, все работы похожи. Однажды он посетовал на это в разговоре с женой Роберта Фалька. Та утешила: "Когда вы входите в березовую рощу, все деревья выглядят одинаковыми - белый ствол, черные отметины. А вы смотрите и испытываете ощущение счастья". Вот это ощущение и дарят произведения Тышлера, как дарят ощущение надежды тексты Андрея Платонова.

    Поделиться