- Я прекрасно понимаю, что "Фауст" - это шедевр, который многие зрители очень хорошо знают. За долгую сценическую жизнь оперы сложились определенные стереотипы… Я не стремлюсь быть новатором, но наш театр в каждом спектакле высказывал свою, независимую позицию. С ней можно соглашаться или спорить, но нельзя отрицать ее присутствие как таковой. В "Фаусте" заложены серьезные проблемы, актуальные как тогда, так и сейчас. Но разве может современного человека впечатлить Мефистофель с красными рожками, козлиной бородкой и гульфиком? - рассуждает Юрий Александров.
"Фауст" - эта третья французская опера, которая появилась в репертуаре театра, а ее премьера приурочена к его тридцатилетнему юбилею. Две последние постановки (оперетта Робера Планкетта "Корневильские колокола" и романтическое произведение Жоржа Бизе "Искатели жемчуга") были охарактеризованы Александровым как "красивые сказки для взрослых" с роскошным декорационным оформлением и благородными героями . Однако "Фауст" получился жестким пронзительным спектаклем, призывающим зрителя задуматься о далеко не простых проблемах современного общества. По словам режиссера, этой постановкой он подытоживает тридцатилетнюю историю театра.
Опера Шарля Гуно, написанная на либретто Жюля Барбье и Мишеля Карре, взявшими за основу первую часть трагедии "Фауста" Гете, одно из самых известных произведений французской классики, регулярно появляющееся в репертуаре оперных театров. Впервые представленная публике в 1859 году опера с разговорными диалогами провалилась. В течение последующих десяти лет она была глобально переделана композитором, в результате появились разные варианты и интерпретации музыкального материала "Фауста" на сцене.
Юрий Александров, впервые за свою творческую карьеру обратившийся к этой опере французского классика, создал свою редакцию. Помимо перенесения сюжета в наше время режиссер поменял некоторые сцены местами, например, каватина Валентина звучит во втором акте спектакля, а Вальпургиева ночь осталась без балетного номера.
Оригинальная сценография Вячеслава Окунева с контрастной цветовой гаммой, в которой доминируют серый, белый и красный цвета, переносит зрителя в мрачный современный мир. На небольшое пространство сцены театра "Санктъ-Петербургъ Оперы" довольно сложно вместить много декораций, однако Александров и Окунев создали динамичный спектакль, моментально перенося героев из кабинета врача в старомодную скромную квартирку Маргариты и другие локации, используя проекции на экранах и несколько занавесов. Расположенные крест-накрест занавесы делят сценическое пространство пополам, а если нужно - на три или четыре части.
Действие начинается в кабинете импозантного врача - Мефистофеля (Юрий Борщев, Алексей Пашиев). По словам Юрия Александрова, персонаж имеет общие черты с печально известным немецким врачом Йозефом Менгеле, проводившим бесчеловечные опыты над узниками Освенцима. С профессиональным интересом одетый с иголочки психиатр наблюдает за конвульсиями дряхлого старика Фауста (Денис Закиров, Сергей Алещенко) во время электрошоковой терапии, делая для себя вместе с медсестрой в коротеньком халате пометки, пока его пациент призывает смерть.
Все дальнейшее действо - лишь научный эксперимент: молодость возвращена Фаусту с помощью нескольких операций, после чего воодушевленный герой, сменив больничную пижаму на элегантный бежевый костюм, готов вновь испытать все радости жизни, любезно предложенные ему доктором.
Мрачность окружающего мира наивно не замечают Маргарита (Софья Некрасова, Татьяна Кальченко) и ее брат Валентин (Ядгарбек Юлдашев, Дмитрий Уди), пока не становится слишком поздно. Скромница Маргарита, служащая медсестрой в лечебнице Мефистофеля, увлеченно танцует с артистами хора, одетыми в серое трико и мало похожими на людей - скорее на замученных жертв экспериментов, которым иногда разрешают "порезвиться".
Романтических чувств здесь вроде бы нет и в помине. Любовный дуэт Фауст и Маргарита поют в шлемах с проводами, пока Мефистофель изучает электрические мозговые импульсы. Свет интимно приглушен, а позади - виды космоса. Но тут Мефистофель включает яркие прожекторы, а Маргарита, внимательно разглядев своего "возлюбленного", хочет сбежать. Но не беда: один укол - и Маргарита кидается в объятия Фауста, сбросив платье.
Расчетливый врач методично проводит героев через всевозможные страдания, пока Маргарита не теряет ребенка и не превращается в жалкую сумасшедшую, в то время как ее брат возвращается с войны разочарованным в жизни израненным калекой.
Однако в финале эксперимент все же проваливается. Вдруг увидев сияющее небо, Фауст под впечатлением от смерти Маргариты предпочитает смерть роли подопытного. А Мефистофелю-Менгеле остается только пожать плечами и пригласить кого-нибудь из зала занять освободившееся место.