На Главной сцене "Красной площади" прочитали Маршака

В этом году в ноябре у замечательного детского поэта юбилей. И крупнейший книжный фестиваль страны не мог пройти мимо. Так на Главной сцене оказалась главная аудитория Самуила Яковлевича - дети.

Это были участники конкурса "Живая классика", школьники из разных областей России, победители местных этапов, где они читали прозу разных веков ("РГ" уже писала о финале конкурса в Артеке).

В этот раз ребятам выпала поэзия - прочтенная на Главной сцене "Красной площади" с блеском, так, что ты сразу вспоминал детство.

Вот Маша Болотвина, она перед нами и на сцене, и на ее заднике, многократно увеличенная, - читает давно не вспоминавшиеся тобой строки:

Будет пир
На весь мир.
Мы везем для вас пломбир.
И клубничное,
Земляничное
Мороженое!

И тут же из еще более далекого детства:

Вот тебе под спинку
Мягкую перинку.
Сверху на перинку
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки…

Это читает Лиза Кочеткова, читает озорно и весело, обращаясь то к ГУМу, то к Мавзолею - на месте не стоит.

- Вы знаете, Маршак и правда один из моих самых любимых поэтов, - говорит московский школьник Даниил Викулин. - Его вполне могут читать и взрослые, и дети. У школьников, знаю по себе, его стихи отлично развивают память, артикуляцию, дикцию и вообще полезны для общего развития. Я стараюсь выбирать у Маршака вещи не самые ходовые.

Даниил прочел действительно малоизвестную вещь писателя - стихотворение "Холодный дом", обличающее капиталистов, про то, как в Англии в 40-м году был продан дом, где жил Диккенс.

А вот семиклассник Илья Нестеров выбрал "Человека рассеянного" - это его любимое стихотворение, более того - первое, которое он выучил у Маршака.

Прямая речь

Александр Маршак, внук Самуила Маршака:

- Отчего деда любят до сих пор и наверняка будут любить всегда? Я думаю, прежде всего за его знание детской натуры, "чувствование" ее изнутри. Он пережил смерть дочери, и пустота, оставшаяся после нее, помогала ему быть близким детям. Он работал в детской колонии в Петрозаводске, создал детский городок для беспризорников в Краснодаре, где были учебные классы, столовые, мастерские, детский театр… А вы знаете, например, что удивительные "12 месяцев" были написаны в самый разгар войны? И представляете, скольким детям они дали силы жить?

Эта сила, судя по тому, как современные школьники читали на Главной сцене фестиваля Маршака - с экспрессией, шедшей от души, а не от актерства, - до сих пор помогает детям жить.