Жюри во главе с Авангардом Леонтьевым определило два спектакля-победителя, которые по традиции будут представлять фестиваль в Москве на сцене Театра наций. Гран-при получили спектакли "Лондон" Новокузнецкого драматического театра и "Магазин" Альметьевского татарского государственного драматического театра.
Художественный руководитель фестиваля Евгений Миронов отмечал, что такое масштабное мероприятие удается провести уже в пятнадцатый раз: "Это здорово, что артисты могут регулярно встречаться и общаться в течение недели, смотреть спектакли друг друга, посещать мастер-классы, знакомиться с новыми городами. Многие из наших участников стали известными, их приглашают на другие фестивали, в том числе и на международные, у них - обширная гастрольная деятельность. Некоторые театры вполне могут конкурировать с лучшими столичными…".
Член жюри Ольга Остроумова в фестивале театров малых городов России участвовала в третий раз, причем на двух предыдущих смотрах она была председателем жюри. "Характер фестиваля зависит не только от организаторов и участников, но и от места, - делилась своими впечатлениями актриса. - Допустим, XI фестиваль в Пятигорске лично для меня был связан с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, меня поселили на горе, в домике, все вокруг дышало поэзией. XIV фестиваль в Вольске отличался каким-то немыслимым радушием, хлебосольством и гостеприимством. Там присутствовало ощущение праздника, с утра до вечера - сплошной позитив. Сами жители Вольска приняли фестиваль с восторгом - им в городе даже проложили новый асфальт, отремонтировали старинные здания в центре, в том числе, и здание театра… В Тобольске XV фестиваль тоже по-хорошему поразил. Сибирь - суровый край, поэтому здесь все как-то строже, спокойнее, но на фестивале все было необыкновенно. И какой же уникальный город Тобольск! Я сохраню в памяти красивую величавость белокаменного Кремль, святость Абалакского монастыря, древние легенды этих удивительных мест и, конечно, душевность тоболяков".
"Фаворитами пятнадцатого фестиваля для меня сразу стали два спектакля - Альметьевского театра "Магазин" и новокуйбышевский "Король Лир" театра-студии "Грань" Дениса Бокурадзе, они для меня были во всем безупречны, - рассказывала Ольга Остроумова о программе. - Остальные театры, я понимаю, ищут что-то новое, пытаются удивить. Мне нравится, что в конкурсе приняло участие много молодых режиссеров, драматургов, которые идут своим путем, но пока, во всяком случае, на этом фестивале, прорыва они не совершили. Облекать классику в новую форму вполне допустимо и смотреть на это интересно, но все должно быть еще и на достойном уровне - актерском и режиссерском. Современные костюмы, использование экранов и микрофонов недостаточны для успеха. Особенно хочу отметить, что когда микрофоны используют когда надо и не надо, некоторые сцены из спектакля кажутся просто вставными эстрадными номерами. Даже на малой сцене были иногда задействованы микрофоны, хотя зрители сидели совсем близко.
Неужели артисты не смогут донести смысл спектакля без микрофонов? Чем оправдано такое режиссерское решение? Еще в некоторых спектаклях меня поразило огромное количество прозы, которую нам читали со сцены. Я понимаю, что это какой-то новый жанр, но зачем со сцены "докладывать"? Проза есть проза, ее нужно переводить на язык театра. Если б это было кино, нужно было бы переводить на язык кино… Я снималась когда-то в картине по книге Валентина Распутина "Василий и Василиса". Там одна из моих любимейших ролей - моя героиня проживает от семнадцати лет до старости, до самой смерти. У Распутина написано: "Василий задурил, то есть запил", - это же - литература, а надо перевести, как это показать, то есть сыграть. Так вот, про перевод текста на театральный или киноязык: в современном театре сейчас модно "докладывать". "И вдруг Василий задурил, - говорят нам, причем сам Василий при этом сидит, молчит, ничего не делает, а мне про это рассказывают. Но подождите, это же - драматический театр! Я сначала решила, что просто отстала и не понимаю ничего в современном театре, и все-таки… продолжаю думать, что русский театр не в этом. Я готова учиться воспринимать новое, но любая сцена все же должна быть как-то оправдана, а не просто браться левой рукой за правую пятку (ради чего?). Я очень люблю редкую, сложную форму. Но должны быть содержание и форма, а не - либо-либо…
Когда я смотрела спектакль "Магазин" Альметьевского драматического театра, то полностью погрузилась в происходящее, забыла, где я, кто я. Я смотрела на этих двух девочек и восхищалась их перевоплощением, невероятной энергетикой, эмоциональной и физической отдачей притом, что обе (Мадина Гайнуллина и Диляра Ибатуллина) обладают высокопрофессиональной сдержанностью. Никто из них не рыдал, не вставал на котурны, не декламировал с пафосом древнюю трагедию, хотя трагедия как раз присутствовала, да еще какая! Слезы в их глазах появлялись и тут же пропадали. Ничего лишнего.
Точно также и в спектакле "Король Лир" Дениса Бокурадзе - никаких слез и рыданий, и мне этого не надо, потому что у него - другая стилистика, которую я абсолютно принимаю. У "Грани" всегда получается стильно и содержательно. И костюмы, и свет, и образы - одно к одному. В этот раз мы решили не присуждать им приз за лучший спектакль, так как из-за предыдущих безукоризненных постановок к ним уже завышенные требования, но зато мы присудили им приз и за лучшую женскую (Юлия Бокурадзе) и мужскую (Сергей Поздняков) роли. Лира играл Даниил Богомолов - очень молодой актер, а на сцене я увидела объятого горем усталого человека среднего возраста (а почему он должен быть стариком?). Умудренным жизненным опытом и иметь трех взрослых дочерей можно и в сорок лет. И мне хватило в этом спектакле всего. Мне кажется, весь зал испытывал не сопереживание героям, а получал радость от актерского и режиссерского уровня, от высокого искусства".
Основные награды XV фестиваля театров малых городов России в Тобольске:
Гран-при "Лучший спектакль" - спектакль "Лондон" по пьесе Максима Досько Новокузнецкого драматического театра (Кемеровская область), режиссер - Сергей Чехов.
Гран-при "Лучший спектакль" - спектакль "Магазин" по пьесе Олжаса Жанайдарова Альметьевского татарского государственного драматического театра, (Республика Татарстан), режиссер - Эдуард Шахов.
Лучшая женская роль - Юлия Бокурадзе за роли Реганы и Шута, лучшая мужская роль - Сергей Поздняков за роли Эдмонда и Графа Кента в спектакле "Король Лир" Театра-студии "Грань", г. Новокуйбышевск (Самарская область), режиссер - Денис Бокурадзе.
Лучший художник - Елена Сорачайкина, спектакль "Ревизор" Русского драматического театра "Мастеровые", г. Набережные Челны (Республика Татарстан), режиссер - Денис Хуснияров.
Спецприз жюри "Надежда" - Новороссийскому муниципальному драматическому театру им.В.П.Амербекяна, г. Новороссийск, Краснодарский край, театр участвовал в конкурсной программе со спектаклем "Как Зоя гусей кормила" по пьесе Светланы Баженовой, режиссер - Георгий Цнобиладзе.
Спецприз жюри "За лучший актерский ансамбль" - спектакль "Малые деньги" по пьесе Сиркку Пелтола Городского драматического театра "Поиск", г. Лесосибирск, Красноярский край, режиссер - Радион Букаев.
Спецприз жюри "Спектакль-событие в жизни города" вручен спектаклю "Тобольск. Доска почёта" по пьесе Марины Крапивиной Тобольского драматического театра им. П.П. Ершова, г. Тобольск, Тюменская область, режиссеры - Дмитрий Брусникин, Сергей Щедрин.
Спецприз председателя жюри - Виталию Шемякову за роль Скапена в спектакле "Разводки по-итальянски" по мотивам пьесы Ж.-Б. Мольера "Проделки Скапена" Городского драматического театра, г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, режиссер - Маргарита Зайчикова.
Спецприз Тюменской областной думы артистам Марине Некрасовой и Евгению Пономареву - артистам Тобольского драматического театра имени П.П.Ершова, г. Тобольск, Тюменская область; Сергею Лескову и Евгению Наумову - артистам Городского драматического театра г.Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.
Следующий XVI фестиваль театров малых городов России пройдет в 2018 году в Новороссийске Краснодарского края.