Новости

05.06.2017 00:22
Рубрика: Общество

Подарки природе

Компании демонстрируют лояльность к окружающей среде
Потребители все более скептически относятся к брендам, внимательнее изучая, насколько продукты экологически чистые. Таковы данные исследования компании Euromonitor International "Топ-10 мировых потребительских тенденций в 2016 году". Покупатели стали более осознанно подходить к выбору продуктов и услуг, так как их качество является главной составляющей здоровья, такого мнения придерживается 82 процента опрошенных ВЦИОМ в России, и 67 процентов - в Москве. Причем большинство респондентов (74 процента) при покупке в магазине обращают внимание на состав продукции, а 63 процента считают, что чем список ингредиентов короче, тем полезнее продукт. Это уже данные последнего исследования компании Nielsen.

Интерес к экологичным товарам и услугам в мире с каждым годом только растет. И если на Западе этот тренд не является новостью, то для России тенденции устойчивого развития и экологичного образа жизни только набирают обороты. Российское бизнес-сообщество не могло пройти мимо этого глобального тренда. Поэтому все больше компаний хотят стать лояльными к окружающей среде.

Сформировался целый рынок экологических услуг, весьма перспективный и многообещающий, по мнению многих экспертов. И хотя единого определения рынка экологических услуг пока нет, сюда смело можно отнести разработку экологической документации, переработку и утилизацию отходов, разработку природосберегающих технологий, экологическую экспертизу и сертификацию, экологическое образование. Сюда же можно отнести и такие факультативные услуги, как поддержание здорового образа жизни, развитие сетей эко-отелей, эко-офисов и так далее, то есть то, что связано с экологичным потреблением, а не производством.

Экостандарты существуют не только для продуктов питания, косметики, одежды, но и для объектов строительства

"Все чаще на рынке встречаются компании, заинтересованные во внедрении и выпуске товаров и услуг, экологически безопасных для здоровья человека и окружающей среды, - считает ведущий эксперт НП "Экологический союз" Юлия Гусева. - В первую очередь напрямую это отразилось на развитии добровольной экологической сертификации, которая помогает бизнесу повысить конкурентное преимущество, а покупателю помочь выбрать действительно экологичный товар или услугу. Система сертификации предполагает разработку экостандартов для каждого из видов продукции и услуг. Так, экостандарты существуют не только для продуктов питания, косметики, одежды, но и, например, для объектов строительства: LEED, BREEAM, "Зеленые стандарты" (российская система). В отдельную категорию входят органик-стандарты для аграрного сектора".

Кроме того, на государственному уровне все больше внимания уделяется экологической безопасности территорий. Приняты новые федеральные законы, касающиеся сферы обращения с отходами, наилучших доступных технологий, и государственных закупок.

В документе "Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" в качестве основного механизма развития экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды упоминается "обеспечение преимущества при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд товарам, работам, услугам, отвечающим установленным экологическим требованиям".

По мнению экспертов, производство и реализация экологических товаров и услуг является перспективным и рентабельным видом бизнеса. Например, в Канаде более 3,5 тысячи компаний выпускают природоохранное оборудование и оказывают связанные с этим услуги. В странах ЕС таких компаний насчитывается более 10 тысяч. По оценкам экспертов, их общий объем продаж превышает 40 миллиардов евро в год. В Японии существует экспертный совет по экологическому бизнесу. В США экологически ориентированный бизнес затронул практически все отрасли экономики: от потребительских товаров до промышленного оборудования. Производство такой экопродукции считается весьма выгодным.

Российские компании также оценили преимущество от выпуска экологической продукции. Однако некоторые предприниматели, в погоне за выгодой, действуют недобросовестно. Одной из самых острых проблем, появившихся на рынке вместе с ростом спроса на экопродукцию, стал так называемый "гринвошинг" - необоснованные, а зачастую и ложные данные об экологичности продукции. Например, отметки на упаковке "100% натуральный" или "биопродукт", которые не имеют под собой никаких оснований. Вместе с этим появились и недобросовестные компании, которые формально являясь компаниями, оказывающими экологические услуги, в действительности занимаются торговлей "зелеными" сертификатами.

"Зачастую такие компании предлагают попросту купить экосертификат или получить его, несмотря на неполную или некачественную оценку продукции, - сетует Юлия Гусева. - А это серьезно подрывает доверие к институту сертификации в России в целом. Развитые государства проходили этот этап еще 20 лет назад. Россия же еще находится на этапе формирования рынка экологических услуг, экологической сертификации и экотоваров. Поэтому во многом добросовестная конкуренция зависит от регулирования на законодательном уровне".

По мнению экспертов, целевая программа развития рынка экологических услуг в России должна предусматривать разработку новых законодательных актов, которые обеспечивали бы эффективное развитие этого рынка в целом.

Так, например, в Федеральном законе N 89 "Об отходах производства и потребления" предприятиям, занимающимся переработкой отходов, не хватает положения об отраслевых саморегулируемых организациях.

"Сложившаяся ситуация является барьером для активной деятельности операторов по обращению с отходами, - говорит директор НП "Межрегиональный экологический совет операторов по обращению с отходами" Роман Ботинов. - СРО операторов по обращению с отходами готовы приложить все свои силы и ресурсы для обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами и задача государства - эффективно и в полном объеме использовать их потенциал".

Общество Экология