Соседи Катара обвинили его в поддержке терроризма

Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Египет, Ливия разорвали дипломатические отношения с Катаром. В качестве ключевой причины разрыва были названы действия Дохи, которая "раскачивает безопасность и стабильность" и поддерживает терроризм.

В конце мая была обнародована речь эмира Катара, в которой тот призывает к улучшению отношений с шиитским Ираном - главным соперником суннитских монархий Персидского залива. И хотя Доха заявила, что никакой речи не было, а в Сети хакеры выложили фальшивку, Саудовскую Аравию, ОАЭ и Бахрейн это объяснение не убедило. И они решили обострить ситуацию, потребовав от Катара "изменить политику и не повторять прежних ошибок".

В течение 48 часов катарские дипломаты должны покинуть территорию государств, объявивших о разрыве отношений. Жителям Катара дается неделя на то, чтобы вернуться на родину. Во многих случаях приостанавливается транспортное сообщение с Катаром. Более того, Доху даже исключили из состава коалиции во главе с Саудовской Аравией, воюющей с хуситами в Йемене.

Россия подчеркивает, что все происходящее - внутреннее дело стран-участников конфликта. "Это двусторонние отношения этих государств. Мы в эти решения не вмешиваемся, хотя нас подозревают в том, что за любым событием в мире стоим мы, но уверяю вас - это не так",- заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Чего ожидать дальше? Появления новой "горячей точки"? Или после громких заявлений стороны все же придут к компромиссу? Об этом рассуждают опрошенные "РГ" эксперты.

Мнения

Николай Сухов, арабист, сотрудник Института востоковедения РАН:

- Причина нынешнего обострения отношений ряда стран с Катаром - конечно, не борьба с терроризмом, ведь фонды, поддерживающие те или иные радикальные группировки, существуют не только в Катаре. Речь идет о политическом и экономическом соперничестве, а также о личных амбициях лидеров арабских монархий Персидского залива. Последнее играет очень большую роль в арабском мире, где на первом месте стоит не государство, а клан. По всей видимости, после первой фазы обострения отношений, когда ряд стран выскажется в пользу разрыва отношений с Катаром, начнется активная челночная дипломатия. Стороны будут пытаться найти компромисс, отыскать взаимоприемлемые для всех уступки. Например, от Катара могут потребовать прекратить финансировать определенные группировки боевиков, например аффилированные с "Братьями-мусульманами".

Вряд ли дело дойдет до боевых действий. Однако нынешняя ситуация показывает всю неустойчивость так называемого арабского единства. Саудовская Аравия и ОАЭ почувствовали поддержку со стороны Вашингтона после визита президента США Дональда Трампа на Ближний Восток в конце мая и решили усилить свои позиции, показав пытающемуся вести независимую политику Катару, кто главный. И если даже нынешний конфликт получится сгладить, в дальнейшем можно ожидать чего-то подобного.

Елена Супонина, советник директора Российского института стратегических исследований:

- События Ближнего и Среднего Востока принимают опасный оборот. Углубляется раскол не только между арабскими странами Персидского залива и Ираном, но и внутри самого арабского мира. Саудовская Аравия настроена по отношению к Тегерану очень жестко и активно вооружается, что попахивает вооруженным конфликтом. Тогда как Катар призывает к снижению напряженности. Сейчас есть два пути развития событий. Первый - это дальнейшее нарастание напряженности, что может привести по крайней мере к жесткой и длительной изоляции Катара и различным экономическим санкциям в отношении Дохи. Второй вариант - попытаться решить дело миром и прийти к компромиссу. Такое возможно, если между Саудовской Аравией, ОАЭ и другими странами с одной стороны и Катаром - с другой появятся посредники. Ими могут стать Турция, султанат Оман, Кувейт. Но если Вашингтон не прекратит вбивать клин между арабскими странами, то ситуация в районе Персидского залива может накалиться, что приведет к непредсказуемым последствиям.