Генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов заявил "РГ", что основными задачами развития магистрали сегодня является перевод тяжеловесных поездов на БАМ и "расчистка" самого Транссиба для пассажирских и скоростных контейнерных поездов. "Это позволит максимально использовать потенциал всей системы колеи 1520 мм для эффективной грузовой работы, сделает ее по-настоящему конкурентной с альтернативными, прежде всего морскими, маршрутами, - подчеркнул он. - Реализация таких планов позволит говорить о "Пространстве 1520" не просто как о железных дорогах различных стран с колеей одной ширины, а как о транспортной основе единого экономического пространства".
Эксперт также отметил, что достижение этих целей во многом зависит от того, насколько успешными будут действия по привлечению инвестиций в развитие Транссиба. "Ключевыми инвесторами должны стать те, кто напрямую заинтересован в расширении возможностей магистрали, - заявил он. - Это, например, угольщики, чья продукция занимает примерно треть от общего объема перевозок по Транссибу, предприятия, связанные с разработкой новых месторождений. В комплексе с развитием магистрали надо рассматривать и задачи наращивания портовых мощностей. А вторая составляющая - это строительство абсолютно новой железнодорожной инфраструктуры, которая позволит доставлять грузы из восточных районов Китая в Западную Европу за 3-4 суток. Реализация этого проекта, основанного на передовых логистических и технологических принципах, позволит привлечь на Транссиб, а, значит, и на пространство колеи 1520 мм, до 1 миллиона транзитных контейнеров, что почти в 10 раз превышает сегодняшние показатели".
Президент Транспортной группы FESCO Александр Исурин отметил, что в условиях развития электронной коммерции и повышения динамичности бизнес-операций маршрут через Транссиб имеет высокий потенциал роста, потому что сроки доставки становятся конкурентным преимуществом грузовладельцев. "Повышать привлекательность Транссиба нужно в первую очередь благодаря развитию инфраструктуры, а также повышению качества услуг сквозной перевозки. Перспективным направлением также является рост конкурентоспособности дороги по сравнению с автотранспортом внутри России и в странах СНГ. Для оптимизации доставки на более короткие расстояния разрабатывается технология "Трамвай". Она предполагает ступенчатый маршрут контейнерной перевозки, который делает возможной прицепку/отцепку вагонов с контейнерами на станциях следования без расформирования поезда, что позволяет значительно снизить время перевозки. Например, от Шушар до Владивостока экономия времени может достигать 7-8 суток".
Гендиректор компании "РЖД Логистика" Вячеслав Валентик отметил, что вся территория колеи 1520 мм - определяющий участок континентальной транспортно-логистической системы. "И от того, как мы наладим взаимодействие каждого ее элемента, в том числе и Транссиба, будет зависеть и скорость доставки, и ее стоимость и, следовательно, темп прироста грузопотока на железной дороге", - добавил Вячеслав Валентик.