Напомним, что произведение повествует о времени Второй мировой войны. Сюжет картины построен на переплетении судеб трех главных персонажей: русской аристократки, эмигрантки и участницы французского Сопротивления Ольги, ее играет Юлия Высоцкая, француза-коллаборациониста Жюля и высокопоставленного офицера СС Хельмута в исполнении зарубежных актеров Филиппа Дюкеня и Кристиана Клаусса.
Режиссер киноленты Андрей Кончаловский рассказал публике о своей работе над фильмом и впечатлениях о Японии. "Я очень рад видеть ваши глаза в Токио. Сам факт, что наш фильм будет показан в рамках "Русских сезонов", для нас чрезвычайно важен, - подчеркнул он. - Мне кажется, что сейчас такое время в политике, когда искусство может как-то помочь друг друга понять".
По словам Юлии Высоцкой, она всегда мечтала посетить Токио. "Я счастлива, что эта мечта осуществилась именно в связи с показом картины "Рай", которая была настоящим плодом любви", - подчеркнула актриса. "Такая роль - это подарок для любого актера и актрисы", - сказала она.
Юлию спросили о трудностях, которые, возможно, возникали в процессе съемок. "Даже если были какие-то сложные моменты, то теперь уже прошло больше года, как мы закончили работу, поэтому кажется, что их не было", - отметила Высоцкая.
Однако Андрей Кончаловский раскрыл аудитории небольшую тайну. "Был сложный момент у Высоцкой. Она не знала, что я подстригу ее наголо. И она не могла два часа выйти на съемку", - описал он состояние своей супруги после радикального изменения прически.
Видимо, японская публика почувствовала, что настала пора для откровений и поинтересовалась у Юлии, насколько разным предстает Андрей Кончаловский дома и на работе. "На работе он лучше, чем дома. Он очень любит актеров. И действительно, в театре, и в кино те люди, которым посчастливилось работать с Андреем Сергеевичем, с одной стороны, это большая удача, а с другой - большая неудача. Потому что после него очень трудно работать с другими режиссерами", - сказала Высоцкая.
Автор киноленты "Рай" обратил внимание присутствующих, что режиссер не должен говорить перед просмотром картины. "Единственное, что хочется сказать перед фильмом, что не получилось, но я все равно не скажу, - пошутил он и продолжил. - Но если говорить чуть-чуть о философии, то меня волновала соблазнительность зла".
Кончаловский поблагодарил зрителей за то, что они пришли на показ без попкорна. "Я очень благодарен, что вы не едите попкорн. Потому что, когда люди едят попкорн, не слышно тишины. Я думаю, что лучшая музыка на свете, и японцы это знают лучше, чем кто бы то ни было, лучшая музыка на свете - это тишина", - сказал он.
Атмосфера в кинозале была по-настоящему теплой. Организаторы показали Кончаловскому снимок, где на фоне горы Фудзи он запечатлен с легендарным японским режиссером Акирой Куросавой. "Это мы еще не выпили", - моментально вспомнил российский мастер обстоятельства того момента.
"На этом пейзаже, собственно, Куросава-сан готовил для меня сашими и суши. Вы знаете, у нас был спор очень серьезный после того, как мы начали пить "Столичную". Потому что Куросава-сан стал хвалить Ленина. А я говорил, вы не жили в Советском Союзе и не знаете, что такое Ленин. Мы еще выпили, он стал сердиться. В результате мы пришли к компромиссу", - резюмировал Кончаловский.
Российский деятель культуры пояснил, что ему близка японская философия. "Еще в 60-е годы вышла маленькая книжечка про японскую философию. Она для меня стала очень важной. Я думаю, что японский принцип вашей культуры чрезвычайно важен для русской. Этот принцип - минимальные средства при максимальном результате", - подчеркнул Кончаловский.
Режиссер также поделился со зрителями своими планами. Так, в следующем году он собирается привезти в Японию трилогию по пьесам Антона Чехова и рок-оперу "Преступление и наказание" по роману Федора Достоевского.