Железнодорожные перевозки стали более "цифровыми" и эффективными

Организация железнодорожных перевозок в последние годы претерпевает серьезные изменения, связанные с внедрением информационных технологий. Специалисты называют такую стратегию развития "цифровая железная дорога". Термин уже признан Международным союзом железных дорог.

Под ним понимается единый информационный комплекс взаимосвязанных систем обработки данных и систем автоматики в управлении перевозками, повышающий их производительность. В качестве примера можно привести сочинский полигон, при строительстве и функционировании которого использовались комплексные инновационные технологии: "Автодиспетчер", "Автомашинист", "Инфраструктура", "ВКС", "Безбумажные технологии", что позволило повысить производительность труда, ускорить прохождение поездов, минимизировать отклонения от графика и повысить энергоэффективность перевозок.

Безбумажныетехнологии позволили повысить производительность труда,ускорить прохождение поездов

Помимо этого информационные технологии активно внедряются на железных дорогах как инструмент взаимодействия грузоотправителей и собственников вагонов. Уже разработана многофункциональная электронная торговая площадка, позволяющая грузоотправителю в режиме онлайн разместить заказ на вагоны, а их собственнику - предложить свои услуги. Внедрение безбумажных технологий позволит упростить обмен товарными накладными и счетами-фактурами, даст возможность через "Личный кабинет" в режиме онлайн получать информацию о зачислении денежных средств на единый лицевой счет. В прошлом году замначальника департамента информатизации РЖД Владислав Кустарев отмечал, что такая модель позволит упростить жизнь рядовым грузоотправителям, которым совершенно необязательно знать внутренние правила перевозок.

Информационные технологии скоро будут использоваться также в строительстве, реконструкции транспортных узлов. Так, в апреле 2017 года другой замначальника департамента информатизации РЖД Герман Суконников заявил, что компания начнет пилотное внедрение BIM-технологии (Building Information Modeling - информационное моделирование сооружений). Технология будет применяться при строительстве ВСМ Москва - Казань, модернизации Киевского направления Московского узла и реконструкции вокзалов.

А для оперативного ремонта элементов инфраструктуры планируется использовать технологии обработки больших данных. О планах совместной работы с "Яндексом" в этом направлении железнодорожники сообщили еще в ноябре 2016 года. Используя решение, разработанное, например, Yandex Data Factory, госперевозчик сможет выявить проблемные точки инфраструктуры, повысить безопасность и оптимизировать затраты на эксплуатацию.

Еще одна точка приложения сил ИТ - совершенствование системы управления вагонным парком. "Основная сложность во взаимодействии собственников вагонов и владельца инфраструктуры заключается в сокращении провозной способности из-за увеличения порожнего пробега и загрузки вспомогательных путей частными вагонами, - пояснил эксперт Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Роман Терехин. - "Виртуализация" парка предполагает, что собственник передаст вагоны в распоряжение РЖД и будет планировать их перемещение самостоятельно. РЖД, в свою очередь, реализует перевозки, не делая привязки грузов собственника к его вагонам". Как отметил эксперт, это позволит сократить порожний пробег, создать конкурентное поле в области перевозки грузов, следовательно, стимулировать развитие инфраструктуры.

Информационное моделирование можно использовать при реконструкции станций

А пассажирам отслеживать качество предоставляемых услуг помогают мобильные приложения. Следующим шагом в этой области станет добавление в приложение функции покупки билетов на пригородные поезда. "Это крайне важно, поскольку все больше граждан приобретают электронные билеты. В дальнейшем посредством приложения можно будет приобрести билеты, ознакомиться с расписанием, посмотреть опоздание или фактическое местоположение поезда и получить дополнительные услуги - заказать такси, оплатить парковку у вокзала", - отметил Роман Терехин.

Эксперты подчеркивают, что совершенствование информационного обмена в сфере транспортных услуг позволяет сократить непроизводственные расходы и проводить эффективную политику в области регулирования тарифов и экспедиторской деятельности. "Чтобы уровень качества услуг, предоставляемых организациями железнодорожного транспорта, оставался на уровне рынка, необходимо совершенствовать информационное обслуживание клиентов, оптимизировать технологии транспортировки грузов, а также обеспечить управление движением поездов и мониторинг инфраструктуры", - резюмировал эксперт Госдумы.