Сейчас в вопросах промышленной экологии много неопределенности. Например, по действующим нормативам питьевая вода, которая сливается в канализацию, считается загрязняющими сточными водами и за такие сбросы предприятия, даже с самыми современными очистными сооружениями, рискуют попасть в число нарушителей.
Неудивительно, что на Петербургском экономическом форуме на сессии, посвященной "зеленой" политике, вопросы внедрения инновационных технологий переросли в жаркую дискуссию. Беспокойство крупных компаний вполне понятно. Например, в рамках ПМЭФ бизнесмен Андрей Мельниченко заявил, что компании "ЕвроХим", "СУЭК" и "СГК" инвестировали в развитие промышленных производств порядка 16 миллиардов долларов.
Ряд крупных проектов находятся в стадии реализации. И в идеале бизнес хотел бы знать, исходя из каких нормативных актов действовать еще на стадии обсуждения новых проектов.
При этом, как отметил, выступая на сессии ПМЭФ, председатель Совета директоров "ЕвроХима" Дмитрий Стрежнев, большинство крупных успешных предприятий и так находятся на необходимом технологическом уровне. Но в то же время остается ряд системных вопросов.
В частности, по словам Дмитрия Стрежнева, часть существующих сейчас нормативных требований по выбросам технически неисполнимы. Эти нормативы появились еще в годы СССР и не учитывают современную ситуацию.
- Нормативы, которые должна соблюдать промышленность по абсолютным выбросам, это серая зона, где надо провести большую работу, - уверен топ-менеджер. По его словам, сейчас получается ситуация, когда ответственность бизнеса может увеличиться за счет заведомо невыполнимых задач.
Еще один нюанс - это сама классификация отходов.
- Часто говорят, что у нас в стране 15 миллиардов тонн отходов. Из них 14 миллиардов тонн - это вскрыша, когда взяли горную породу и переместили в другое место. Во всем мире это не является отходами. Мы кричим, что у нас много в стране отходов, боремся, но по большому счету ни в Китае, ни в Америке это отходами не называют. Получается, бизнес виноват в том, что мы называем отходами то, что отходами не является, и выходит, что мы вредим, - обрисовывает ситуацию Дмитрий Стрежнев.
Еще один вопрос - сроки. В частности, бизнес обязали установить датчики, которые бы позволяли мониторить экологическую обстановку. Но какие именно они должны быть, пока не определено. Однако, по словам топ-менеджера, включать датчики в проект стоит заранее. Точно так же необходимо знать, какими параметрами они должны обладать, чтобы вовремя закупить необходимое оборудование. Но пока этих данных у предпринимателей нет. А значит, они не могут начать даже подготовку к закупкам. Соответственно, в предпринимательском сообществе существует опасение, что требования к оборудованию они получат в декабре 2018 года, а спрашивать с бизнеса начнут с января 2019-го.
В то же время установление системы мониторинга на крупном предприятии, включая предпроектный и проектный этапы, занимает три-четыре года. Причем стоят эти работы недешево - на объектах "ЕвроХима", например, они оцениваются в 25 миллионов долларов.
Тем не менее у "ЕвроХима" история с внедрением инновационных технологий в области экостандартов довольно позитивна. Группа компаний нашла консенсус с органами власти и предложения бизнеса по переходному периоду были учтены. В группе компаний объясняют это тем, что цели у власти и бизнеса в данном случае едины. Все понимают, что к 2019 году у всех предприятий, которые заинтересованы соблюдать законодательство, должны быть планы, причем не гипотетические, а аттестованные на нужном уровне, в данном случае министерством природных ресурсов.
Заместитель председателя правительства Александр Хлопонин подчеркнул, что все принимаемые сейчас меры по защите экологии не направлены против бизнеса.
- Это безумие сейчас резко наброситься на предприятия и поднимать им резко ставки за негативное воздействие на окружающую среду, - прокомментировал Александр Хлопонин. - Ну какой резон. Допустим, позакрываются предприятия, огромное количество людей останутся без работы. Никто такой задачи не ставит. Мы отталкиваемся от другого. Мы говорим о том, что этот процесс длительный, что наша задача в ближайшие годы запустить этот процесс и стимулировать, мотивировать наши предприятия к модернизации.
Аналогичной позиции придерживается и министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской. По его словам, речь не идет о том, что после 2019 года все предприятия должны модернизироваться по мановению волшебной палочки, речь идет о начале строительства крупных технологических цепочек.
Все участники рынка утверждают, что готовы к компромиссу. Тем не менее они призывают относиться к данной проблематике с максимальной серьезностью, поскольку экологическая риторика транслируется достаточно широко, более того, звучит много предложений по решению всех вопросов оптом. Но, как отмечают эксперты, экологические проблемы достаточно сложны и решению каждого нюанса должна предшествовать большая подготовительная работа.