Почему учащимся белгородских техникумов не хватает практики

Дуальное обучение в белгородских техникумах теряет свою эффективность - к такому выводу пришли чиновники и потенциальные работодатели выпускников ссузов нового формата. Оказалось, что, даже если часы практики занимают больше половины учебного времени - а именно так теперь и готовят будущих рабочих в регионе, - это не значит, что молодой специалист сможет сразу приступить к своим обязанностям на работе.

Хорошее начало

Реформа техникумов и колледжей в Белгородской области, начавшаяся семь лет назад, постепенно изменила и процесс подготовки рабочих кадров, и философию работы самих учебных заведений. Если раньше ссузы были непопулярными заведениями, куда после школы отправлялись получать специальность троечники, то теперь туда стремятся отличники: все больше выпускников школ выбирает техникумы и колледжи, отказываясь от вузовских стен.

Мотивация их понятна - она в стремлении получить востребованную рынком профессию, а также освоить реальные навыки работы на конкретных предприятиях, которые и делают заказ. Популярности техникумам и колледжам добавляет и тот факт, что образовательные программы строятся с учетом пожеланий работодателей, а на самих предприятиях возродили институт наставничества: опытные специалисты закрепляются за каждым студентом и помогают ему освоить новые навыки.

Сначала скептики говорили о том, что новая система в регионе не приживется, и называли синергию науки и практики недостижимым идеалом. Но время показало, что они не правы. Техникумы, приспособившись к рыночным условиям работы, стали развиваться. Вкладывать в их модернизацию пришлось много, но вложения того стоили. Появились новые лаборатории, оборудование, копирующее производственный процесс, а у перспективных студентов - стипендия. Такие заведения, как, к примеру, Дмитриевский сельхозтехникум, теперь готовят специалистов не только для якорного агрохолдинга, но и для предприятий из других регионов.

- За эти годы партнерами учебных заведений стало более 800 предприятий, - отмечает начальник регионального управления профобразования Альбина Бучек. Она называет этот факт отрадным, ведь без сочетания науки и практики, что составляет суть дуального обучения, подготовка квалифицированных кадров невозможна.

Казалось бы, в области сделали все возможное для устойчивой работы всей системы профобразования, даже оценку квалификации выпускника начали делать специальные комиссии, в состав которых вошли специалисты-практики, уже имеющие свой авторитет в профессиональной среде. И вот тут вдруг выяснилось, что "дуалка проседает".

Девальвации не будет

Заместитель белгородского губернатора Ольга Павлова, курирующая процесс реформирования системы профобразования, отмечает: то, что сейчас обнаружились проблемы с практическим обучением, - важный сигнал.

- Понимаете, когда начала работать независимая оценка подготовки кадров, оказалось, что качество образования падает в тех учреждениях, где оно изначально было высоким, - поясняет она. - Начали, естественно, разбираться и обнаружили, что на некоторых предприятиях, которые принимают ребят на дуальное обучение, те занимаются чем угодно, но только не учатся.

Так, некоторым студентам доверяли подсобные работы - подмести, навести порядок. По сути, учебное время тратилось зря.

Обучать молодежь сразу в цеху - дело не из легких хотя бы потому, что большинство процессов автоматизировано

- Что происходит? Девальвация подготовки кадров. А это ведь не нужно никому, - резюмирует Павлова.

Впрочем, меньше всего в этом заинтересованы сами работодатели. В беседе с корреспондентом "РГ" руководитель одного из предприятий заметил, что, скорее всего, в этой ситуации сработал банальный человеческий фактор. Договор с техникумом заключен, ребята пришли на производство, где для них уже определили наставников. А в какой-то момент персонал посчитал, что занять начинающих подсобными работами гораздо лучше, чем развивать специальные навыки. Причина может быть любой: вплоть до того, что участие неопытного студента в работе конкретной линии посчитали опасным. Но, так или иначе, молодежь лишили практики, а само предприятие зря потратилось на образовательный процесс.

Производственники подчеркивают: обучать молодежь сразу в цеху - дело не из легких хотя бы потому, что большинство процессов автоматизировано. Одно неверное движение - и может встать целая линия.

- Вот тогда посчитаем, что дороже обойдется - подготовка кадров или ремонт, - разводит руками один из представителей белгородского АПК, попросивший не называть его фамилию. - Но не надо считать, что мы не хотим обучать молодых. Хотим. Только надо этот процесс продумывать.

Однако число готовых это делать пока только уменьшается. Представитель Института региональной кадровой политики Екатерина Юдина отмечает, что за последнее время количество договоров на дуальное обучение между техникумами и предприятиями сократилось на шесть процентов. По ее словам, этот процесс можно назвать естественным - идет отбор предприятий, где это получается лучше. Кроме того, бывает же так, что на заводе просто нет места студентам.

- Вы спросите, как же тогда учить практике? Надо кооперироваться, - считает Юдина. - Студентов, скажем, из Валуек, можно отвезти в другой район. Мы понимаем, что это затратное дело, но ведь не учить совсем нельзя.

Операция "переквалификация"

В этой ситуации, по мнению чиновников и менеджмента предприятий, есть еще один подводный камень, который может навредить всему процессу подготовки кадров и загубить идею создания "рабочей аристократии" из выпускников техникумов.

Екатерина Юдина напоминает, что именно практика и общение с опытными работниками формируют у студента первоначальные навыки. О том, как это важно для дальнейшей учебы, говорить не стоит. Студенты, не видя конкретных примеров успешной работы, могут просто разочароваться в выборе профессии. Тем из них, кто подметал цех вместо познания тонкостей будущей специальности, слабо верится в продвижение по карьерной лестнице на успешном предприятии. А ведь именно это обещают вчерашним школьникам при поступлении в техникум.

Избежать негативного варианта развития событий надеются благодаря отбору новых преподавателей. Ими должны стать специалисты, которые сейчас успешно и эффективно трудятся у тех же работодателей, которые сделали заказ ссузам.

Альбина Бучек говорит, что в некоторых техникумах уже пошли по этому пути: там даже лекции читают специалисты агрохолдингов, а не преподаватели, которые весь процесс работы предприятия знают лишь в теории.

- Таких насчитывается уже 62, - отмечает она.

Этого, конечно, очень мало. По подсчетам чиновников, нужно не менее 900 таких специалистов. Причем это должны быть не просто профессионалы своего дела, готовые и умеющие делиться знаниями, а харизматичные лидеры. Вот тогда студенты увидят, к чему стоит стремиться.

Ольга Павлова добавляет, что мотивировать работников предприятий можно и рублем, предложив им четверть ставки преподавателя. К тому же сами работодатели могут увеличить их зарплату - ведь человек для компании старается, только на другом поприще. Конечно, не все потенциальные преподаватели понимают тонкости педагогики, но и их готовы научить. По словам Екатерины Юдиной, в регионе уже работают специальные курсы.

Некоторые руководители кадровых служб предприятий отнеслись к этой идее настороженно: станут ли профи делиться знаниями, тем самым выращивая себе конкурентов, - большой вопрос. Но есть и те, кто готов переквалифицироваться из работника в преподавателя. Представитель крупного агрохолдинга Эрика Садовина рассказывает о том, что практика будущих механизаторов на полях предприятия благотворно подействовала на некоторых штатных сотрудников. Сами стали лучше работать и других учат тому же.

- Они выступают наставниками для студентов, - рассказывает она. - Не стоит забывать, что есть люди, которым важно поделиться опытом. Многие действительно хотят учить молодых, и мы им предоставляем такую возможность, назначаем наставниками. Теперь же, когда возможностей для преподавания станет больше, думаю, такими предложениями наши специалисты обязательно воспользуются.