Этот шедевр Тициана, написанный им в 25 лет, чрезвычайно редко покидает пределы Италии. Это одна из ключевых работ выставки, которая откроется для публики 9 июня в ГМИИ им. А.С.Пушкина, где будут представлены 23 работы трех мастеров XVI века из 18 музейных собраний, в том числе таких, как Галерея Академии в Венеции, Галерея Уффици во Флоренции, Национальный музей Каподимонте в Неаполе, Национальная пинакотека в Болонье, Галерея Сабауда в Турине, Городские музеи Генуи. Среди 20 шедевров, приезжающих из Италии, много работ, которые написаны для церквей и хранятся там.
Венецианский "поворот" в итальянской теме, которую ГМИИ им. А.С.Пушкина и посольство Италии успешно развивают в музеях Москвы, как минимум, с 2011 года - перекрестного Года культуры Италии и России, особенно интересен после замечательной выставки Рафаэля, состоявшейся в прошлом году. Два "лика" Ренессанса - флорентийско-римский и венецианский - дополняют друг друга. Если Рим ориентировался на монументальное классическое наследие, то венецианцы, которых Павел Муратов назвал "амфибиями воды и воздуха", пленяли живописностью.
"Венецианский мир расположился где-то по линии, делящей лагуну и небо. Переливы красок венецианского колорита рождены зеркальностью и текучестью этого мира…Все окружающее его казалось созданием особой венецианской стихии, пронизанной серебристым светом, осязаемой, как тончайший шелк", - писал Муратов в "Образах Италии". Этот "тончайший шелк" воздушной стихии пронизывает и ранний шедевр Тициана "Саломея с головой Иоанна Крестителя".
Открывая выставку одной картины в особняке Берга, посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини, подчеркнул уникальность нынешнего проекта и выразил особую благодарность всем музеям, частным институциям и церквам, которые предоставили работы для выставки в России. Это не просто дань дипломатическому политесу. Если учесть уровень работ, астрономическую сумму страховки (более 300 млн. евро), ответственность сторон, сложность транспортировки, то слово "уникальный" может показаться недостаточным.
Кроме того, надо иметь в виду, что работы Тинторетто, Веронезе, Тициана очень востребованы в мировых проектах. В 2014 году масштабная выставка Веронезе была в Вероне и Лондоне, а в 2018, когда мир будет отмечать 500-летие Тинторетто, естественно, во многих музеях мира запланированы его выставки. Понятно, что на хранителей, реставраторов музейных и частных собраний падает огромная ответственность. Не случайно, Томас делла Коста, один из итальянских кураторов выставки, говорил о мужестве, проявленном всеми, кто организовывал нынешнюю выставку.
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина, подчеркнула: "Мы делали эту выставку для нашего зрителя, который видел уже работы Тициана четыре года назад, лучшего Караваджо, которому посчастливилось увидеть произведения Ренессанса из музеев Бергамо, выставку Рафаэля… Мы говорим о талантливом зрителе, которого воспитали мы вместе с итальянским посольством. Эта выставка из 18 музейных собраний - подарок нашему зрителю".
И, как заметил, полушутя посол Италии Чезаре Мария Рагальини, "наш вклад в то, чтобы итальянское лето наступило в Москве. И просто - лето".
Томас делла Коста, один из кураторов выставки "Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Картины из собраний Италии и России", научный сотрудник организации Save Venice.
Г-н посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини сказал, что для того, чтобы убедить музеи дать шедевры художников Ренессанса для нынешней выставки в России, нужно было пленить их прежде всего идеей проекта. Какова же идея этой выставки? Кроме, конечно, того, что это чисто венецианская история…
Томас делла Коста: В историографии принята романтическая трактовка, согласно которой эти три художника XVI века предстают соперниками. Например, относительно недавно, в 2009 году, в Бостоне и Лувре была выставка, которая так и называлась "Тициан, Тинторетто, Веронезе - соперники в Венеции Ренессанса". Наша концепция противоположная. На наш взгляд, очень важно учитывать исторический экономический, социальный и культурный контекст, в котором художники не столько соперничают, деля художественную сцену, сколько сотрудничают.
Мы выделили три направления, на которых сфокусировали внимание, сравнивая работы Тициана, Тинторетто, Веронезе: картины на сюжеты античной мифологии, религиозные произведения и портреты. Опираясь на новые исследования, стремились выявить не только несовпадение и разногласия, но и точки сходства в работе этих мастеров. Такой подход, по-моему, более интересен, поскольку стимулирует изучение самых разных аспектов творчества художников. Подталкивает к работе, обещая новую перспективу. Мне кажется, именно этот подход убедил директоров итальянских музеев и руководителей других институций предоставить нам работы для выставки.
Вероятно, кураторы предыдущих выставок имели в виду соперничество на художественном рынке, а ваш подход, если я правильно поняла, подразумевает сравнение стиля, авторского письма мастеров Ренессанса. Но это вопросы из разных плоскостей, не так ли?
Томас делла Коста: Это отчасти верно. Безусловно, рынок оказывает влияние и даже формирует творчество художников. Но отчасти и нет. Этим трем художникам настолько удалось подчинить себе художественный рынок и занять господствующие позиции, что здесь они вели себя уже не как конкуренты. Они поделили между собой сферы влияния и сосуществовали.
Каков был принцип раздела этих сфер влияния?
Томас делла Коста: Дело в том, что, когда Тициан заметил, насколько выросли как художники Тинторетто и Веронезе, которые были его моложе на 30 и 40 лет, он уже вышел на международную арену и работал для государей и других заказчиков из разных стран Европы. Соответственно, Тинторетто взял себе венецианскую знать. А Веронезе досталась аристократия, которая базировалась в континентальной части Венецианской республики. А свидетельством тому, что в начале творческого пути именно рынок влияет на художников, а не наоборот, может послужить тот факт, что в начале карьеры все три художника делали очень много настенных росписей. А это, как известно, самая мало оплачиваемая работа.
Как известно, в 1573 году после того, как Веронезе написал "Тайную вечерю" для монастыря Св. Иоанна и Павла, художника привлекла к суду инквизиция, по мнению которой интерпретация сюжета была слишком вольной. Насколько такое вмешательство "святой" инквизиции в дела художественные типично для Ренессанса?
Томас делла Коста: Новые исследования показывают, что этот судебный процесс был направлен не столько против Паоло Веронезе, сколько против определенной части церкви, которая выступила его заказчиком. Поэтому этот процесс характеризует скорее политическую ситуацию, а не художественную.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"