"Видеть невидимое" - первая в России передвижная выставка тактильных картин. Воронеж стал четвертым городом, где она экспонируется. Ранее проект показали в Москве, Казани и Волгограде. В него вошли произведения художников разных эпох: "Благовещение" (1495-1498) Сандро Боттичелли и "Мадонна с Младенцем" (около 1520) Лукаса Кранаха Старшего, "Натюрморт с атрибутами искусств" (около 1724-1728) Жана-Батиста Симеона Шардена и "Нападение ягуара на лошадь" (1910) Анри Руссо, "А, ты ревнуешь?" (1892) Поля Гогена и "Старый еврей с мальчиком" (1903) Пабло Пикассо.
Кроме того, в каждом городе, куда приезжает выставка, организаторы выбирают картину из местного собрания и делают копию, адаптированную к восприятию незрячих и слабовидящих людей. Для Воронежа "Видеть невидимое" дополнили рельефной репродукцией "Крестьянской трапезы" Джакомо Франческо Чиппера (Тодескини). Теперь копия будет вместе с оригиналом храниться в областном художественном музее имени И. Крамского.
- Мы не пытались в сжатом виде представить всю историю искусства. Но намеренно включили в проект произведения разных эпох и стилей, чтобы расширить представление слабовидящих людей о европейской живописи. Судя по отзывам, наиболее яркие осязательные впечатления возникают от картин начала ХХ века - Руссо, Пикассо и Гогена, - отметила куратор выставки Ольга Морозова.
Тактильные картины изготавливают по технологии рельефной печати. Фотографию исходного полотна специальным образом обрабатывают, подбирают текстуры для передачи особенностей изображения - чтобы одежда персонажа, например, на ощупь воспринималась именно как ткань. Границы предметов четко очерчивают или обозначают, нанося материал слоями. В результате можно пальцами ощутить, где заканчивается один элемент картины и начинается другой.
Получить более полное представление о том, что изображено на том или ином "холсте", позволяет аудиогид. Озвучил его актер Виктор Добронравов, а текст подготовили хранители фондов Пушкинского музея.
- Для нас это был новый и очень ценный опыт. Мы учились рассказывать о картинах людям, которые не могут их рассмотреть. Интерпретация произведения искусства вообще дело нелегкое. Тут и зрячему человеку не всегда удается объяснить, что является прекрасным, что - новаторским и по каким критериям мы одну работу определяем как шедевр, а другую нет, - рассказала заместитель директора ГМИИ имени А. Пушкина по научной работе Ирина Баканова. - Когда мы передали описания картин слабовидящему искусствоведу, он вернул их с кучей помет: то, что нам казалось ясным, для незрячего было китайской грамотой. Пришлось осваивать новый язык общения. Специалисты мирового уровня очень высоко оценили качество копий, выполненных при поддержке Сбербанка. В прошлом году благодаря этому партнеру наш музей смог три недели бесплатно принимать незрячих посетителей. Надеемся продолжить совместную работу над проектами для людей с ограниченными возможностями здоровья.
ПАО Сбербанк всегда старается поддерживать социальные инициативы, не ограничиваясь стандартными представлениями о доступной среде, подчеркнул заместитель председателя Центрально-Черноземного банка ПАО Сбербанк Денис Скребец. Ведь одни надписи крупным шрифтом и пандусы у входа не сделают жизнь людей с особыми потребностями комфортной.
В снятом к "тактильной" выставке документальном фильме "Представь себе" приводится немало примеров того, что незрячие живо интересуются изобразительным искусством. Да, живопись и графику они знают по описаниям - но благодаря этому не выпадают из общего пространства культуры. К тому же многие знаменитые произведения древних художников и для зрячих существуют в этом пространстве только виртуально: сами артефакты утрачены, но память о них сохраняется.
Рельефные копии полотен, в свою очередь, представляют интерес не только для незрячих людей. На выставке в Воронеже любой посетитель может надеть темные очки, включить аудиогид и открыть новые грани восприятия искусства. А еще - лучше понять тех, кто в силу разных причин ориентируется в мире без помощи глаз.
"Видеть невидимое" - не первый социальный проект Сбербанка, помогающий слабовидящим людям прикоснуться к визуальным искусствам. В частности, ранее было разработано мобильное приложение с тифлокомментированием для театралов: через наушник можно узнать, что происходит на сцене между репликами актеров. К слову, это приложение уже использовали на спектакле Воронежского камерного театра "Дядя Ваня" во время показа на фестивале "Золотая маска".
Выставка "Видеть невидимое" будет доступна в Воронежском областном художественном музее имени И. Крамского до 24 июня 2017 года. Вход свободный.
Владимир Добромиров, директор Воронежского областного музея имени И. Крамского:
- Лет семь назад я участвовал в конференции под названием "Взаимодействие структур власти, бизнеса и культуры". Собственно, конференцию собрали потому, что взаимодействия как такового не было. Прошло немного времени, и у нас появились меценаты и спонсоры. Сбербанк помог нам издать альбом репродукций Ивана Крамского, затем поддержал выставку работ воронежских художников. Теперь в музее появились тактильные картины. В основе проекта "Видеть невидимое" - глубоко гуманистическая идея помощи ближнему. Произведения живописи здесь можно трогать, не боясь, что они упадут со стен.
Кстати
Сбербанк развивает экосистему продуктов и сервисов для клиентов с ограниченными возможностями, построенную с чутким вниманием к их жизненным сценариям и потребностям. Проект "Особенный банк" реализуется при непосредственном участии таких граждан. За 2016 год для людей с инвалидностью приспособили 37 процентов отделений. Так, 3200 банкоматов получило аудиовыход, более 9800 было адаптировано для незрячих клиентов с помощью азбуки Брайля. Свыше 16 тысяч банкоматов расположили на более низком уровне, удобном для людей на колясках. С февраля 2017 года экспертные группы из клиентов с ограниченными возможностями проверяют, насколько хорошо адаптированы для них услуги и сервисы Сбербанка в регионах России.