Московский пионер Леша Шкрапкин проводил каникулы у бабушки в Задонском районе Липецкой области. Шел 1980 год, деревенский храм Архистратига Михаила стоял полуразрушенный, и мальчик, сам не зная почему, решил: "Вырасту - восстановлю".
Спустя 25 лет он был специалистом по финансовому менеджменту и инвестиционному консалтингу. Участвовал в разных коммерческих проектах (например, производил и продавал в Китай французские вина). Наконец понял, "что пора заняться делом и отреставрировать ту церковь".
- Я не знал, что там в кустах еще и руины усадьбы, - признался глава компании Fortu Family Алексей Шкрапкин. - Прочитал, что имением владели стольник Петра Первого, дворяне Чернышевы, декабрист Муравьев-Карский, основатель стратегической авиации генерал Шидловский… Ну, думаю, гулять так гулять. Французские архитекторы подсказали, что памятник будет жить, только если у него будет востребованная функция. Поэтому мы приспособили его под культурный центр, в старинной конюшне оборудовали концертный зал, в здании фабрики - ресторан. Проект был номинирован на Europa Nostra Award 2016 - престижную премию для тех, кто возрождает памятники культурного наследия.
Шкрапкин понимал, что сегмент развлечений и HoReCa активно растет, но "возню" с усадьбой воспринимал как хобби. Хотел, чтобы там проходили выставки, фортепианные вечера и джазовые фестивали, чтобы со сцены читали Есенина, а по территории гуляли туристы в "компании" виртуального гида.
- Потихоньку эти замыслы воплощаются. Хотя имидж "Усадьбы Скорняково-Архангельское" с самого начала сложился иначе, - констатировал меценат. - Когда в 2015-м завершился первый этап реставрации, я увидел в соцсетях пост - мол, открылась крутая база отдыха. Первая мысль: "Блин, такими темпами в зале будет звучать "Владимирский централ" и "Женщина, я не танцую"…". Основную площадку, чтобы "отбить" затраты, отдали под свадьбы. И вот идет одно из первых торжеств, я иду мимо и слышу… "Женщина, я не танцую". Да, нас назвали лучшей свадебной площадкой Черноземья, но это не то, к чему мы стремились! Сейчас мы еще не можем отказаться от денег. Надеюсь, через несколько лет историю со свадьбами завершим.
На объекте занято - постоянно и сезонно - полсотни людей. Непросто оказалось найти в провинции профессиональных и порядочных менеджеров. Эту проблему Шкрапкин ставит на первое место. На втором - массовые и алогичные проверки. На третьем - "по этим ставкам невозможно брать кредиты, по этим курсам невозможно инвестировать"…
Так или иначе, операционная рентабельность проекта - 15 процентов. Здесь проводят семинары для бизнеса и корпоративные тимбилдинги, встречаются с клиентами, снимают рекламу. Есть задумки по развитию сувенирного направления. Работа над усадьбой дала старт двум фирмам Шкрапкина - они занимаются реставрацией памятников и производством изделий из камня.
Семь лет назад Оксана Пыщева повезла в Лондон воронежских детей из частной языковой школы. Они вовсю общались со сверстниками других национальностей на английском, а девушке пришла шальная мысль устроить нечто подобное, но на русском.
- Тогда компетенций не хватало - я только окончила вуз. К цели шла не торопясь: доросла в школе до директора по развитию, отучилась по президентской программе подготовки управленцев, съездила на стажировку в Финляндию и в Дублин, - рассказала Оксана. - В 2015-м открыла центр по преподаванию русского как иностранного. Для пробы устроила летний курс для иностранных студентов. Некоторые стали моими коммерческими клиентами.
Первый оказался журналистом National Geographic из Сиэтла - учил язык, чтобы читать в подлиннике Толстого, Достоевского, Гоголя и даже Платонова. По словам Пыщевой, такая мотивация не редкость. В топовых вузах Англии модно брать курс русского - считается, что это язык для незаурядных людей.
Чтобы о школе узнали за рубежом, Оксана придумала проект "Найди друга по переписке" (участники практикуют язык, общаясь по скайпу или в соцсетях) и олимпиаду по русскому, привлекшую сотни людей из 17 стран. Сейчас иностранцы в Воронеже набивают руку в журналистике и публикуются на городском портале. Школа организует для иностранцев гостевые семьи и стажировки, для местных жителей - курсы английского с носителем языка.
Первые два года вся прибыль уходила на развитие, в 2017-м бизнесвумен, возможно, уйдет в плюс.
- Вопреки подозрениям самих воронежцев и проблемам с англоговорящими экскурсоводами, город приезжим нравится. Просто за рубежом о нем не знают. Вдобавок приглашения и визы в Россию делаются очень долго, - отметила Пыщева. - Негативно влияет на мой проект политическая обстановка в мире, удешевление валют. Но я уже подумываю о филиале в Сочи, интернациональном детском лагере, центре по приему экзаменов по русскому как иностранному… Ниша свободна!
Свою первую долю в бизнесе айтишник из Воронежа Дмитрий Провоторов получил внезапно. Будучи наемным работником и не добившись повышения зарплаты, он написал в блоге, что уволился, и сразу получил предложение от знакомого предпринимателя. Тот был готов инвестировать в перспективное направление, которое Провоторов до того не менее внезапно обнаружил.
- Хотел купить кнопочную Nokia, вертел в руках, как-то она скрипела… Жена уговорила взять айфон. До того я был противником эппловской техники, но тут мигом привык и увидел, что спрос на приложения велик и мало кто его удовлетворяет. Так в 2009-м появилась компания "Мануфактура", - рассказал Дмитрий. - Пока мы несколько месяцев пытались зарегистрировать отношения с Apple, я организовал отдел для проектов на заказ. И с первых дней он стал приносить выручку. Команда окупала себя. К 2010 году мы созрели для запуска собственных стартапов. Разрабатывали мобильные приложения и сайты, занимались графическим дизайном интерфейсов. Ведя проекты с ведущими рекламными агентствами, накапливали опыт бизнес-аналитики для повышения эффективности IT-продуктов - удержании пользователя и увеличении времени, проводимого на ресурсе.
Кризис сильно потрепал компанию. Провоторов видел два пути для роста - работать с государством (у него деньги есть всегда) либо выходить на западный рынок. Выбрал второе. Первые клиенты из Германии дали хорошие рекомендации, и теперь "Мануфактура" сотрудничает с немецкими медиа. Планирует "захватить" управление всеми мобильными приложениями в концерне Шпрингера в ФРГ. В начале текущего года рентабельность превышала 30 процентов.
- Конкуренты наступают на пятки: украинцы дешевле нас в два раза, индусы в четыре. А я планирую удваивать цены, - не стал скрывать Провоторов. - Поэтому надо предложить клиентам более совершенный продукт. Например, помочь им увеличить доход от имеющихся приложений, "переупаковать" их. Недавно спросил у сына, хочет ли он компьютер (дома нет ПК). Он не понял, зачем: смартфон дает доступ ко всему, включая программирование. В ближайшие годы рынок продуктов для таких устройств вырастет в разы. Будущее за креативной экономикой, и я вижу свою задачу еще и в том, чтобы воспитывать профессионалов для нее.
Уезжать из родного города он не собирается - и других отговаривает. Выдвинул лозунг "Люби Воронеж, Москва подождет" и, чтобы остановить отток креативного класса, основал интернет-журнал Downtown, который пробует описывать жизнь этого самого класса и объединять людей, готовых улучшать среду вокруг.
"Лучше вовремя, чем правильно", или "Главное начать" - по этим принципам Павел Бусыгин строил все свои коммерческие затеи. Составлять детальные бизнес-планы ему было лень, так что шишек парень набил немало.
Первый бизнес он завел в 18 лет - говорит, "искал способ заработать головой без вложений":
- На тот момент создание рекламных текстов было новой нишей, и я решил, что если один получаю на этом 50 тысяч в месяц, то четыре наемных сотрудника дадут все 200. Но агентство принесло убытки! Потом я начал вести тренинги и семинары по теме интернет-маркетинга и копирайтинга, написал две книги… Меня привлекал общепит, хотелось что-то такое открыть, желательно до пенсии. Приятель рассказал про мобильные кофейни на Украине. В Воронеже их не было. Я на тот момент вообще не пил кофе уже лет пять…
Они вложили в оборудование двух кофеен на колесах полтора миллиона рублей, пришли в мэрию и узнали, что там подобные инициативы отклоняют на стадии проекта. Непонятно было, в частности, как брать арендную плату за землю с объекта, который встал сегодня здесь, завтра там. Бусыгин с партнером не стали отчаиваться и через четыре месяца попробовали продавать кофе на уличном фестивале. Подобных мероприятий в Воронеже много, дело у Perfetto Caffe пошло.
Попутно, правда, выяснялось, что в городе нет бариста, а жители не слишком требовательны к качеству кофе. Пришлось с помощью мастер-классов "выращивать" и кадры, и целевую аудиторию.
- Сторонних денег не было, полтора года мы работали в ноль и в минус, все новые точки открывали при дефиците средств, - подчеркнул Бусыгин. - С партнером разошлись, и не без труда, к новым бизнес-союзам я пока не готов. Сейчас, спустя четыре года, у меня семь прибыльных кофеен, одна нестабильная (потому что работает на выезде) и "благотворительный" буфет в театральном центре "Никитинский". Работаем с апреля по октябрь, пробуем новые форматы: кофе+цветы, велокофейня в парке, обслуживание на мероприятиях. Мне предлагали сделать 350 точек по стране, но расширяться страшно. Тут и в Воронеже бардак: на аутсорсинге бухгалтерия, дизайн, SMM, клининг, охрана - и почти во все приходится самому влезать.
Пока рынок растет, но в столице Черноземья он не очень велик. В начале следующего года Павел намерен "протестировать" Москву, Казань и Ростов.
- Надо бы все процессы систематизировать и автоматизировать, наладить финансовый и товарный учет (знаю я, что кто-то может пакет молока домой утянуть!)… До идеала далеко, но важно, что дело интересно мне и полезно другим, - заверил Бусыгин. - Я по-прежнему готов варить кофе в обмен на еду или занятия в спортклубе. Ведь вообще-то я тренер по капоэйре.
Студия Wizart выпускала в Воронеже компьютерные игры и мультимедиа-приложения. Десять лет назад, когда число сотрудников перевалило за 150, исполнительный продюсер Владимир Николаев решил замахнуться на анимацию. Первый полнометражный фильм на экраны так и не вышел, зато второй - "Снежная королева" - собрал в кинотеатрах разных стран более 15 миллионов долларов. Сняли продолжение, еще более успешное. Тут Николаев подумал, что пора писать оригинальный сценарий - без опоры на узнаваемый сюжет.
- Пробиваться на рынок с таким мультфильмом тяжелее. Сами вкладываться в прокат мы не можем - в России для хорошего запуска фильма надо от 20 до 120 миллионов рублей, а в США - около 50 миллионов долларов… Но дистрибьюторы уже убедились, что "Волки и овцы" кино веселое, так что у сиквелов хорошие перспективы, - сообщил Владимир. - Ко Дню города выпустим наш первый некоммерческий проект, короткометражку - продолжение "Котенка с улицы Лизюкова" в 3D. А дальше будет сериал по мотивам "Снежной королевы". Не имея таких бюджетов, как у студий-гигантов, мы в прошлом году занимали 3-4 места в мире по кассовым сборам.
Иногда сотрудников Wizart переманивают в голливудские проекты, но костяк команды неплохо чувствует себя и в Воронеже. Студия открыла школу на базе ВГУ и через пару лет обустроит Дом анимации - с музеем и образовательной программой.
Как должно выглядеть кафе-кондитерская, Любовь Сотникова подсмотрела в Европе. Люди сидят у окна, потягивают кофе и жуют пирожные или булочки, которые можно покупать навынос, - в 2013-м ей показалось, что для такого формата созрел и Воронеж. У родительского предприятия - кулинарии советского типа, где продавались котлеты-салаты и не было посадочных мест, - девушка отхватила часть помещения. Сделала дизайн, "как во Франции". Младшую сестру подрядила "постить фоточки" в Instagram для привлечения клиентуры.
Кондитерская Mon baton заработала накануне Нового года и благодаря каникулам в первый же месяц вышла на самоокупаемость. Хотя ассортимент пришлось расширить: шеф-повар переоценил любовь воронежцев к эклерам. Сейчас у Сотниковых одна точка в центре города и целых три - в небольшом воронежском аэропорту.
Попытка "экспансии" в спальный район провалилась. К тому же конкуренцию на рынке обострили расплодившиеся кафе-кулинарии и домашние кондитеры, которые распространяют торты и пирожные через соцсети без регистрации ИП или юрлица. Цены у них ниже - большинство сладкоежек не отличит, на воронежском масле замешано тесто или на французском. А Любовь уверена, что качество выпечки должно быть европейским. Так что развитие бизнеса она планирует не в Воронеже - оформляет патенты и франшизу, чтобы продавать ее по России.
Иногда для бизнес-взлета достаточно "докрутить" идею, лежащую на поверхности. Александр Пешиков из Богучарского района Воронежской области 15 лет назад заметил, что покупать жареные семечки "на углу у бабушек" удобно не всем. И одним из первых в стране стал их фасовать. Привлек инвестиции, через год запустил заводскую линию, через полгода получил первую прибыль. С тех пор рентабельность выросла в 700 раз, штат - с трех до 350 человек.
Его компания реализует снеки в розничных сетях и сегменте B2B в 33 регионах страны - от Крыма до Ханты-Мансийска. Оказалось, что семечки лузгают все, дело лишь в дизайне упаковки.
Развивая "подсолнечную" тему, фирма освоила выпуск халвы. Сначала ее продавали только на вес, затем придумали более компактные варианты и даже изобрели пасту из семечек, которую можно намазывать на хлеб. Шелуху прессуют в брикеты и используют для обогрева помещений - завод полностью независим от теплосетей.
Александр Раппопорт, адвокат, кулинар и телеведущий, владелец 19 концептуальных ресторанов в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и Юрмале:
- В бизнесе главное - понять, в чем твоя страсть и как ее капитализировать. В психологии и психиатрии есть понятие "мечта идиота". Дайте ей развиться! Мной, например, двигала безумная страсть пожрать. В юности мои друзья пели, играли на гитаре, читали стихи - а я ничего не умел. Побывав в Грузии, захотел готовить сам. Полчаса у плиты - и тебе аплодируют так же, как и тому, кто семь лет учился в музыкалке. Я окончил 14 кулинарных школ в разных странах, кормил всех подряд. И вот, когда моя адвокатская контора вела дела ресторатора Аркадия Новикова, я стал управляющим в одном из его заведений. Потом стал открывать свои. Был период, когда все мои рестораны были успешными. От этого сосало под ложечкой: явно впереди провал. Начались болезненные проблемы, и я выдохнул с облегчением. Ошибки анализировать проще и полезнее. Когда все отлично, тебя слепит собственный нимб.