Ильдус Ильясович, прежде всего объясните, почему для исследования вы взяли биоматериал только татарских спортсменов?
Ильдус Ахметов: Все просто. Расшифровку геномов ведут в Федеральном научно-клиническом центре физико-химической медицины ФМБА России, где занимаются научными разработками в области спортивной генетики. Когда коллеги меня спросили, кого выбрать для исследований, я предложил казанских борцов. Почему? Дело в том, что это исследование проходит в рамках проекта по изучению генетического разнообразия народов России, и мы для чистоты эксперимента взяли только татар. Кстати, второй центр, где сейчас проводят аналогичную работу, находится в Японии. Там будут расшифровать геном кенийских и эфиопских стайеров, среди которых немало чемпионов олимпиад. Так что российских и японских ученых можно считать первопроходцами в этой области.
Первопроходцами? Но сегодня в генетических центрах мира уже расшифрованы десятки тысяч геномов. И в спорте ведущие лаборатории применяют генетические методы для поиска будущих чемпионов...
Ильдус Ахметов: Все верно. А первый "спортивный ген" открыл еще в 1997 британец Хью Монтгомери. С тех пор ученые выявили десятки разных спортивных генов, сегодня их уже насчитывается около 170. Составлены их карты, что позволяет сказать, к какому виду спорта человек предрасположен. Казалось бы, бери эти карты и ищи будущих чемпионов. Но не все так просто. Может, вы удивитесь, но на самом деле спортивная генетика только в самом начале пути. Чтобы попасть в "десятку" и с высокой точностью сказать, что вот этот ребенок рожден спринтером или, наоборот, стайером, а вот этот - гимнастом, сегодня у нас пока мало спортивных маркеров. Нужны не десятки, не сотни, а тысячи. И их еще предстоит найти. А для этого надо прежде всего полностью расшифровать геномы спортсменов, а затем на больших выборках попробовать отыскать все семейство "спортивных" генов. Для этого необходимо проанализировать почти три миллиарда генетических показателей. Именно эта задача и ставится в проекте.
То есть анализ ДНК позволит точно сказать, в каком виде спорта ребенок может добиться успехов?
Ильдус Ахметов: Генетика не панацея. Она работает только в комплексе с другими методами отбора. Профориентацией в спорте должны заниматься не только тренеры и генетики, но и антропологи, психологи, спортивные врачи и физиологи. Задача этой команды - сопоставить гены ребенка, а также параметры его тела и нервной системы с модельными характеристиками профессиональных спортсменов и подобрать для него несколько видов спорта, к которым он генетически наиболее близок. Как правило, дети склонны примерно к 15-20 видам, на что укажет комплексная методика, ну а окончательный выбор будет за ребенком или его родителями.
Пока, к сожалению, у нас происходит не отбор детей, предрасположенных к конкретным видам спорта, а случайный набор в секции и спортшколы. Ребята, занимающиеся не "своим" видом спорта, рано или поздно отсеиваются и теряют драгоценное время. А ведь это неэффективные финансовые расходы государства и родителей. С помощью современных научных методов решить эти проблемы вполне реально.
Какие-то интересные исследования в этой сфере еще намечаются?
Ильдус Ахметов: В 2017 году коллектив из Федерального научно-клинического центра физико-химической медицины, где я также работаю, выиграл грант Российского научного фонда - будем анализировать гены на связь с характеристиками мышц, а конкретно составом мышечных волокон и их поперечником. У человека их три типа: быстрые, медленные и промежуточные. Для спринта и силовых видов спорта необходимо преобладание быстрых волокон. Для марафона - медленных. Промежуточные волокна позволяют быть универсалом. Мы исследуем группу из 150 человек, куда входят спринтеры и стайеры. Будем анализировать около миллиона генетических показателей с помощью чиповых технологий. Это позволит усовершенствовать алгоритм для выявления будущих чемпионов во многих видах спорта.