Открыть свой павильон в Петербурге совсем не просто. Предприниматели и чиновники Смольного в один голос утверждают, что самыми активными арендаторами городских земель являются не представители малого бизнеса, а крупные компании. Они взвинчивают цены, придумывают схемы, позволяющие им гарантированно получить нужный участок и фактически закрывают новичкам вход на рынок.
При этом цены на городскую землю завышены донельзя. Например, по данным комитета имущественных отношений, в Петербурге во время торгов цена участка возрастает в десять раз. В Москве повышение четырех-, максимум пятикратное. И это притом, что базовая арендная ставка рассчитывается из кадастровой стоимости земли.
Никого в Петербурге уже не удивляет, когда участок площадью в 4-5 квадратных метров сдают за 12 миллионов рублей в год. Сколько составляет суб-аренда при таких ценах, страшно представить.
Предприниматели долго жаловались на завышенные цены, два года назад Смольный услышал их просьбы и начал крестовый поход на спекулянтов. Первым шагом стал запрет любых видов субаренды.
Правда, должного эффекта эта мера не возымела, так как выяснилось, что услугами найма киосков пользуется львиная доля торговцев.
Фирма предпринимателя Бориса Гвоздова больше десяти лет обслуживала павильоны возле Варшавской, 104. Предприниматель говорит, что возведены были киоски силами его компании, эта же фирма подключила коммуникации, закупила значительную долю торгового оборудования, заключила договоры на уборку и вывоз мусора. Но непосредственно торговлей Гвоздов не занимался, он сдавал свои площади в аренду малому бизнесу.
- Для малых предпринимателей аренда торговых павильонов - это возможность при относительно небольших затратах начать свой бизнес, - говорит Гвоздов.
На Варшавской, 104 у него был целый пул арендаторов, и все было хорошо вплоть до осени прошлого года, когда комитет имущественных отношений отказал фирме Гвоздова в продлении права на аренду на земельного участка. Предпринимателю в комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга мягко намекнули, что он занимается субарендой.
Гвоздов с таким подходом категорически не согласен. Он говорит, что сдает не голый земельный участок, а павильоны, которые являются собственностью его фирмы, что его предприятие следит за состоянием киосков и фактически ведет себя как управляющая компания.
- Так по всей стране делают, - говорит Гвоздов. - И вообще, бизнес-центры тоже на городской земле стоят, тогда что, им тоже запретить принимать арендаторов?
Когда Гвоздова называют "рантье", он искренне обижается. Его фирма хоть и работает на рынке Петербурга уже больше десяти лет, но по оборотам относится даже не к малому, а к микробизнесу.
Руководитель общественного совета по развитию малого предпринимательства Петербурга Елена Церетели говорит, что аренда торговых помещений для начинающих предпринимателей - чуть ли не единственный способ начать свое дело. Недавно в общественном совете провели мониторинг и выяснили, что стоимость возведения павильона площадью до 50 квадратных метров составляет минимум пять миллионов рублей, и это без подключения инженерных коммуникаций. Такие затраты ни один начинающий предприниматель потянуть не в силах.
Когда Смольный начал массовый разрыв договоров с теми, кто был заподозрен чиновниками в субаренде, под удар попали как небольшие фирмы, владеющие павильонами, так и предприниматели, которые снимали у таких компаний помещения.
Ситуация получается сложной. Даже в Смольном относительно субаренды нет единого мнения. Если в КИО готовы назвать "рантье" любого арендатора земельного участка, который сдает киоск третьему лицу, то в комитете по развитию предпринимательского рынка предлагают не рубить сплеча.
- Мне тоже, может быть, не нравится, что предприниматель не торгует в киоске сам. Но это субъективизм. Нужно понять, есть ли здесь нарушение, ведь он сдает не землю, а часть помещения, которое является его собственностью, - говорит председатель комитета по развитию предпринимательского рынка Эльгиз Качаев.
Спором между предпринимателями и Смольным заинтересовались в городской прокуратуре. Начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Санкт-Петербурга Антон Гриманов говорит, что в ведомстве пристально изучили договор аренды и обратили внимание, что прямого запрета на субаренду помещений в документе не прописано. То есть, если предприниматель арендует у города земельный участок, а потом безо всякого обустройства передает его третьим лицам - это действительно будет считаться нарушением. А насчет аренды торговых площадей, которые создал сам бизнесмен, в документе ничего не говорится.
Тем не менее, прокуратура окончательного заключения еще не вынесла.
В КИО говорят, что примут любое решение. Заместитель председателя комитета Александр Герман полагает, что многие нюансы трактуются двояко, поскольку отсутствует полноценная судебная практика - многие вопросы петербургские предприниматели поднимают впервые в России. А еще, говорит чиновник, борьба с субарендой - это лишь первый этап легитимизации рынка.
По словам Германа, в ближайшее время город примет дополнительные заградительные меры от потенциальных нелегальных торговцев. Сейчас, как говорит чиновник, в Петербурге распространена следующая схема: на торгах по завышенной цене предприниматель получает участок. Он платит за него обеспечительный платеж в размере трехмесячной арендной платы и... пропадает из поля зрения чиновников. Через полгода неплатежей им начинает интересоваться центр эффективности использования государственного имущества. Как правило, выясняется, что предприниматель успешно соорудил киоск и занимается бизнесом. Но так как он не вносит арендную плату, то на него подают в суд. Процесс занимает полгода, предпринимателя принудительно "выселяют", его киоск сносят. Но спустя какое-то время он по такой же схеме открывает павильон по соседству.
Именно из-за распространенности этой схемы, как говорит Александр Герман, в Петербурге и растут цены на аренду земли. Чтобы такой алгоритм перестал быть выгоден, чиновники из КИО предлагают увеличить обеспечительный платеж до размера годовой арендной платы.
В Смольном уверены, что когда система заработает, спекулянты окончательно уйдут с рынка, это уронит цены на аренду земли и даже предприниматели со скромным стартовым капиталом смогут напрямую арендовать у города земли, строить павильоны и сами вести всю свою торговую деятельность.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Петербурга Александр Абросимов к этой идее относится с большим скепсисом. По его словам, для малого бизнеса неподъемным является даже обеспечительный платеж в размере трехмесячной арендной платы, а если его поднимут в четыре раза, то это окончательно выкинет малый бизнес из системы нестационарной торговли. И если это произойдет, то у предпринимателей не останется выхода, кроме как арендовать киоски у более крупных бизнесменов.
Поэтому сейчас - слово за прокуратурой. В зависимости от того, как в ведомстве истолкуют понятие "субаренда", зависят условия, на которых бизнес будет бороться за городские земли.