Речь идет о поправках в Земельный кодекс РФ и в закон об основах государственного регулирования торговой деятельности. Как поясняют в минпромторге, документ даст гарантии беспрепятственного продолжения работы добросовестным предпринимателям. Все договоры размещения НТО на муниципальной земле будут заключаться как минимум на семь лет и дольше. Если же у властей возникнет крайняя необходимость "подвинуть" палатку, ее владельцу предоставят схожее торговое место.
Чтобы упорядочить разрозненные муниципальные правила, полномочия по регулированию рынка нестационарных торговых объектов, согласно законопроекту, передадут на региональный уровень. Субъекты Федерации займутся разработкой методик размещения НТО, порядка определения стартовой цены торгов и предоставления компенсационных мест. А федеральное министерство - согласованием всех этих документов.
- Уже сегодня сложившаяся практика выявила спорные моменты, требующие корректировки, - говорит врио главы калининградского минпрома Дмитрий Кусков. - Есть необходимость пересмотреть некоторые установленные процедуры, такие как, например, обязательная инвентаризация при разработке и внесении изменений в схемы размещения нестационарных торговых объектов. Дополнительно мы соберем предложения и замечания муниципалитетов. Все они будут обязательно проработаны и по возможности учтены.
Как считает президент российской Коалиции владельцев малых торговых форматов Владлен Максимов, реформы действительно могут обернуться открытием новых объектов торговли, реконструкцией старых точек.
- На мой взгляд, самые важные и полезные новшества - это принцип "меняется место - сохраняется бизнес" и введение минимального семилетнего срока договора на размещение НТО, - рассуждает Владлен Максимов. - У предпринимателя появится уверенность, что он будет работать на одной площадке долгое время. Следовательно, он сможет вкладывать деньги в реконструкцию павильонов и киосков, улучшение их внешнего вида. Мало кто из субъектов бизнеса готов тратить от полумиллиона до полутора миллионов рублей, если договор с ним заключается на год, хоть и с возможностью дальнейшей пролонгации. А практика краткосрочных договоров, к сожалению, распространена сейчас во многих муниципалитетах.
В то же время перспектива перераспределения полномочий, связанных с регулированием рынка НТО, вызывает у экспертов немало вопросов. В частности, непонятно, как это положение будет реализовано в Санкт-Петербурге, имеющем статус города федерального значения. А ведь именно в Северной столице киоскеры в последние годы жаловались на постоянные изменения правил игры, поспевать за которыми у бизнеса не хватает ни времени, ни денег.
- С одной стороны, сейчас местные методики размещения НТО утверждаются исключительно на городском уровне. Если законопроект вступит в силу, появится дополнительный фильтр - согласование этих документов на федеральном уровне, - комментирует ситуацию глава Центра инновационного предпринимательства и департамента менеджмента Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Александр Кайсаров. - С другой стороны, возможно, в новом законопроекте следовало бы предусмотреть какую-то оговорку для городов федерального значения, чтобы все субъекты Федерации работали в равных условиях.
Другой важный вопрос - не будут ли региональные правила игры еще менее лояльными, нежели муниципальные, с точки зрения субъектов бизнеса.
- В некоторых муниципалитетах уже сложились благоприятные условия, позволяющие развиваться рынку нестационарной торговли, - поясняет Владлен Максимов. - В то же время нет гарантии, что областные власти не начнут "закручивать гайки". Чтобы этого не произошло, в федеральном центре должны контролировать работу региональных чиновников, запрещая им саботировать законопроект.
Громкий спор вокруг двух нестационарных торговых объектов, торговавших едой на центральной городской улице, разгорелся недавно в Калининграде. Раньше небольшие киоски стояли на муниципальной территории, и арендную плату их владельцы перечисляли в городской бюджет. Несколько лет назад землю поставили на кадастровый учет, участок отошел к собственникам многоквартирного жилого здания.
- Жильцы этого дома провели собрание, на котором большинством голосов было решено, что нам можно остаться, - рассказывает генеральный директор компании-владельца НТО Валентина Голота. - Ежемесячно мы вносили арендную плату, за счет которой граждане благоустраивали придомовую территорию.
Администрация Калинин-града, решив снести палатки, обратилась в суд. По словам представителя калининградской Федерации малого и среднего бизнеса, управляющего партнера юридической фирмы Станислава Солнцева, городские власти руководствовались местными правилами благоустройства, которые запрещают здесь установку НТО. Суд первой инстанции поддержал чиновников.
- Однако мы провели юридическую экспертизу и выявили, что калининградские правила благоустройства противоречат федеральному законодательству, которое не запрещает установку нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к многоквартирным домам, - делится информацией Станислав Солнцев. - В подтверждение нашей позиции в конце января мы получили письмо от федерального минэкономразвития - органа власти, устанавливающего способы использования земли. Поэтому Федерация малого и среднего бизнеса обратилась в прокуратуру области с требованием привести локальные правовые акты в соответствие с федеральными нормами. Надеемся, что надзорный орган внесет соответствующее представление в администрацию Калининграда. В противном случае мы сами будем обращаться в суд в интересах владельцев НТО.
В Калининграде насчитывается немало нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках МКД. Если бы локальные правила благоустройства согласовывались на федеральном уровне и полностью соответствовали нормам федерального законодательства, городские власти не смогли бы инициировать снос этих павильонов и ларьков. Однако передача полномочий на регулированию нестационарной торговли на региональный уровень, по словам Станислава Солнцева, не решит проблем игроков рынка.
- На днях мы обсуждали законопроект на встрече членов Федерации малого и среднего бизнеса, - рассказывает калининградский эксперт. - Любой передел полномочий, как показывает практика, приводит к переделу собственности, и предприниматели боятся, что подобная ситуация возникнет на рынке НТО. Конечно, зачастую у владельцев нестационарных торговых объектов складываются непростые отношения с муниципальными властями. С другой стороны, в том же Калининграде средний срок договоров на размещение палаток и павильонов на муниципальной земле составляет 20 лет. А частную проблему киосков, расположенных на территории многоквартирных домов, мы попытаемся решить с помощью прокуратуры и суда.
Александр Кайсаров к плюсам законопроекта относит само стремление федерального центра сформировать прозрачные и неизменные правила игры для чиновников и субъектов бизнеса. Минусы, по мнению эксперта петербургской "вышки", будут скрываться в деталях новых документов, созданных на уровне субъектов Федерации.
- У региональных властей, на мой взгляд, имеется больше ресурсов и компетенций, чем у муниципалитетов, чтобы разработать качественные методики, - развивает тему Александр Кайсаров. - Однако перегибов исключать нельзя, и за процессом должны следить инициаторы законопроекта. Важно не только закрепить в законе срок работы палатки или павильона на одном месте, но и сделать требования к внешнему виду объекта неизменными на протяжении всего срока размещения. Важно также, чтобы популярные торговые места были равнодоступны для всех предпринимателей.