06.06.2017 20:00
    Поделиться

    Свой путь по фестивальным экранам "Близкие" начнут в Сочи

    В Сочи 7 июня начинает работу 28-й "Кинотавр", где специальным событием станет показ фильма "Нелюбовь", получившего Приз жюри в Канне-2017. Среди 14 конкурсных фильмов "Кинотавра" половина - дебюты. В том числе "Теснота" Кантемира Балагова, отмеченная призом ФИПРЕССИ Каннского фестиваля. Есть и неизвестные пока "Близкие", интересные уже тем, что неожиданно перекликаются с фильмом Андрея Звягинцева. Не масштабом, не сюжетом, но во многом схожей темой.

    О том, кто такие "Близкие" и каково сегодня отважиться на самостоятельный дебют, рассказывают две молодые красивые девушки - режиссер Ксения Зуева и продюсер Катерина Михайлова.

    Ксения, название "Близкие" содержит некую печальную иронию или это фильм о действительно близких людях?

    Ксения Зуева: У нас все происходит в такой маленькой семейной норке. Ячейке общества, как говорится. Мама, папа, дети - два подростка, брат и сестра, он в 8-м классе, она в 11-м, с ними бабушка. Все находятся в тесном пространстве обычной квартиры. Отец семьи - начальник ЧОПа, жена - репетитор по музыке. Бабушку все вроде бы любят, но она одновременно и обуза, потому что ей много лет, и у нее мало здоровья.

    Мы рассказываем о родственных отношениях, но не только. Близкие люди - это всегда те, о ком мы мечтаем, кого хотим найти. Семейные связи: мать - ребенок, жена - муж, бабушка - внуки, теща и зять, свекровь и невестка - далеко не всегда дают ощущение близости и защищенности. Как и первая любовь, когда кажется, что вот он - близкий человек.

    Нам интересен психологический путь каждого из героев, поиск любви. Попытки понять, как ее получить, как уметь отдавать. И одновременно понимание невозможности этого. Из-за того, что схлопнуты границы между людьми, нет навыка уважительного общения, нет возможности соединиться. При большой потребности в этом. Каждый в отношении другого полон ощущением: "Я кричу, а ты не слышишь". Наверное, это фильм, прежде всего, про большое одиночество.

    Жанр?

    Ксения Зуева: Социальная драма. Но не беспросветная. Жизнь ведь очень разная: и настроения меняются, и люди. Нам важно было увидеть героев с максимально близкого расстояния. На съемках мы погружали артистов в реальную среду. Сцену в клубе снимали на настоящей вечеринке. Сцену в школе - в школе, где я когда-то училась. Такое мокьюментари, художественное кино в документальном стиле.

    Что было самым трудным в режиссерском дебюте?

    Ксения Зуева: Вести за собой людей, увлечь их своим замыслом. Длительность и напряженность работы, ответственность за все и всех. Но в результате собралась очень правильная, сплоченная команда, где всем был важен как процесс, так и результат.

    Мне повезло, что я нашла своего продюсера Катю Михайлову, она помогла мне осуществить мечту - снять полный метр. Мы сделали "Близких" самостоятельно, без помощи министерств и ведомств.

    Катерина Михайлова: Мы поначалу надеялись на Год кино. Думали, станет больше дебютов, и сложностей на пути к запуску будет меньше. Но время шло, и ничего не двигалось. Дебютантов, получающих финансирование, у нас 2-3 в год, иногда немного больше. Для сравнения: во Франции поддержку получают 150 дебютов. Если ничего не предпринимать самим, то откуда взяться молодому кино?! Поняли, что выбор у нас простой: или застыть в ожидании и ничего не делать, или найти единомышленников и попытаться самим снимать фильм. Когда к нам присоединились сопродюсеры Владислав Пастернак и Игорь Фокин, окончательно стало ясно, что все у нас получится. И вот теперь - спасибо отборочной комиссии - мы в конкурсе "Кинотавра".

    Но вы хотя бы пробовали подавать заявку в Минкульт на дебют? На запуск или постпродакш?

    Ксения Зуева: Я пробовала, первые этапы прошла успешно: питчинговалась, представила проект. Но это долгий путь с непредсказумым результатом, все время надо ждать. А я чувствовала, что мое авторское высказывание уже созрело, я хочу и готова снимать. Тем более, что производство этой ленты достаточно простое, не требовало особо сложной техники, специальных павильонов, дальних поездок.

    Когда мы познакомились с Катей, я поняла, что это человек, с которым мы хорошо понимаем друг друга, и нам вполне по силам попытаться сделать все самим. Надо только решиться и рискнуть. Плюс на меня повлияли впечатления от каннской программы Синефондасьон, в которой я участвовала два года назад, общение в Русском павильоне Каннского кинорынка, где всегда можно встретиться с профессионалами, обсудить увиденное. Я внимательно смотрела, как сделаны дебюты. Очень простыми средствами, но с глубокой сутью. Я подумала, что моя картина должна быть именно такой.

    Кто у вас снимался?

    Ксения Зуева: Много артистов уже известных и совсем новых. Даня Стеклов, Надя Иванова, Алиса Глинка, Наталья Павленкова, Паша Табаков, Андрей Стоянов, Гена Вырыпаев, Лена Чекмазова и другие. Каждый, даже в маленьком эпизоде, играет необыкновенно точно, каждый привнес что-то свое, от себя. Люблю их всех.

    Какое кино вы особенно цените?

    Ксения Зуева: Все, что сделано с большим приближением, вниманием к человеку. Дело даже не в сюжете, он может быть каким угодно. Из старшего поколения всегда интересно, что делают братья Дарденны. Из молодых - Ксавье Долан, люблю его фильм "Мамочка": сделано предельно честно и очень эмоционально. Испанский фильм "Мандарин", хит фестиваля в Сандэнсе, про существо неопределенного пола, которое не может разобраться с собой. Снято чуть ли не на мобильник, но совершенно блистательно. "Племя" Михаила Слабошпицкого произвело очень сильное впечатление, с большим уважением и восхищением отношусь к этой картине. "Жить" Василия Сигарева - потрясающий фильм.

    Катя, что должно привлечь к "Близким" зрителей? Думали о том, чтобы попасть в какой-то модный тренд?

    Катерина Михайлова: Не думали ни о какой моде, но в тренд, мне кажется, попали. Востребованы индивидуальный киноязык, документальный способ рассказа. Но главное - это суть, месседж, который хочется донести до зрителя. Наша история, ставшая, наконец, фильмом, нас искренне волнует. Уверена, что она так или иначе задевает всех. Не случайно ведь только что, на юбилейном Каннском фестивале, было столько заметных фильмов, где вскрывались болезненные, неправильные взаимоотношения родителей и детей. Это универсальная тема, она повсюду понятна. "Нелюбовь" Андрея Звягинцева тоже ведь об этом. Его большая, глубокая картина и наш маленький честный фильм, сами того не зная, заговорили в унисон на общую тему.

    Рассчитываете на прокатную судьбу вашего фильма? Или только на фестивальную?

    Катерина Михайлова: Не люблю деления на кино фестивальное и зрительское. Конечно, хочется, чтобы наш фильм смотрели в кинозалах. Надеюсь, благодаря фестивалю зрители о нас узнают, пойдут в кино. "Кинотавр" - замечательная площадка для старта. Хочется верить, что "Близкие" обязательно найдут близких по духу зрителей.

    Поделиться