Новости

06.06.2017 09:58
Рубрика: Общество
Проект: В регионах

От Билимбая до Байконура

Увлекшись крае­ведением, три первоуральца построили самолет и космический корабль
Друзья выросли в промышленном Первоуральске. Вместе окончили школу, политех, открыли бизнес. И даже не думали, что в 37 лет заболеют небом.
 Фото: Татьяна Андреева/РГ  Фото: Татьяна Андреева/РГ
Фото: Татьяна Андреева/РГ

- Когда однокурсники спрашивали, что интересного есть в Первоуральске, мы ломали голову: что бы этакое рассказать? Кроме кучи заводов и стелы Европа-Азия ничего на ум не шло. Даже краеведческого музея в городе не было, - вспоминает Стас Могила. - Спустя годы офис нашей организации разместился в поселке Билимбай, что всего в десяти километрах от Первоуральска. От старожилов узнали, что в цехах старого Строгановского завода в войну собирали какой-то самолет. Начали изучать архивы и с удивлением узнали, что Билимбай золотыми буквами вписан в историю реактивной авиации. Сюда была эвакуирована целая плеяда будущих сподвижников Сергея Королева, которые занимались испытаниями ракетного двигателя для самолета-перехватчика БИ-1.

Идея воссоздать самолет по чертежам и фото, найденным в Интернете, конечно, была дерзкой, ведь за плечами - разве что детские попытки конструировать планеры и моторные самолетики. Но помогла инженерная смекалка. Основой фюзеляжа и крыльев стал сварной металлокаркас, шпангоуты фюзеляжа и лонжероны крыльев изготовили из фанеры, обшивку - из листового металла. По центральной оси встроена труба - чтобы самолет можно было установить на стеле. Размах крыльев - 6,6 метра. Весит конструкция около 1,5 тонн.

По оценке экспертов, габариты и внешние характеристики макета совпали с подлинником на 90%. Удивительно, ведь собрали его непрофессионалы: трем энтузиастам помогали лишь художник-архитектор и автомаляр.

- Если бы сейчас начать все заново, сделали бы съемные крылья. Приходится возить БИ-1 на разные мероприятия, разбирать и собирать его каждый раз долго и затратно, - признается Стас.

Успех самолета вдохновил авиастроителей на новый шаг: решили изготовить копию космического корабля "Восток", в котором вернулся на Землю из первого полета Юрий Гагарин. Потратили на проектирование и сборку целых полгода. Технологию использовали уже проверенную - металлокаркас, обшитый листовым железом и покрытый полимерными красками, но учли прошлый опыт. Новая конструкция весит всего 400 килограммов, кроме того, ее можно перевозить, не разбирая. Капсула вращается, как настоящая - в этом можно убедиться лично: она установлена возле Инновационно-культурного центра в Первоуральске.

- Для нас это как визитная карточка: люди приезжают, смотрят, что за чудо? Хочешь не хочешь, приходится рассказывать, что рядом поселок, где работали над созданием ракетного двигателя, - поясняет Стас. - Многие уверены: корабль "Восток" - огромная ракета. А на самом деле это небольшая капсула на носу ракетоносителя Р-7. Вот он как раз 30-40 метров высотой.

Идей у конструкторов-любителей еще много, правда, все упирается в финансы. Тот же самолет обошелся им в 1,5-1,7 миллиона рублей. Сейчас они плотно сотрудничают с Российской академией архитектуры, ведь Билимбай включен в технологическую платформу по сохранению исторического наследия. Уже готов примерный план культурно-исторического центра: гостиницы, игровые и демонстрационные площадки. В перспективе, кроме БИ-1 и "Востока", там может появиться автожир (прообраз вертолета) Камова и Миля, который тоже собирался в Билимбае.

Что заставляет деловых людей тратить столько времени и сил на необычное хобби?

- У нас восемь детей на всех. Видимо, пришло время задуматься, что передадим им, - отшучивается Андрей Моисеев. - Поэтому и открыли музей, проводим экскурсии для школьников, показываем летную форму, рации, оружие тех лет. А еще исторические снимки и документы. Ребятам очень нравится 3D-ролик о ракетостроении и глиняные миниатюры местной мастерицы - ракета, Сергей Королев и Гагарин в скафандре.

Кстати

15 мая 2017 года исполнилось 75 лет первому полету капитана Григория Бахчиванджи на советском самолете с жидкостным ракетным двигателем БИ-1. В честь этого предприниматели заказали мемориальную доску и установили ее на стене музея в Билимбае. Гагарин считал, что без полетов Бахчиванджи не было бы и 12 апреля 1961 года.

Общество Ежедневник Стиль жизни Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Свердловская область
Добавьте RG.RU 
в избранные источники