Ученые: Мозг детей из богатых и бедных семей развивается по-разному

О том, что дети из богатых семей лучше учатся, читают, выполняют различные тесты, чем это делают дети из бедных, у них выше IQ, известно давно. У "богатых" больше шансов пробиться наверх, сделать хорошую карьеру. Бедным трудней поступить и окончить престижный колледж, больше шансов оказаться безработными. Конечно, это не жесткий закон, но тем не менее такая схема довольно четко работает.

Любой ученый, который изучает законы развития общества, скажет, что причины такого положения очевидны - социальное неравенство со всеми его нюансами. И вот американские ученые добавили еще одну - разное развитие мозга у детей из бедных и богатых семей. Что же конкретно выявлено? Сразу несколько научных групп установили, что у детей из обеспеченных семей более крупный гиппокамп, который отвечает за формирование памяти. Много работ посвящено изучению площади коры мозга. Этот слой играет важную роль для развития когнитивных способностей ребенка. Оказалось, что у детей из бедных семей площадь поверхности коры на 6 процентов меньше, чем у благополучных. Особенно это касалось зон, связанных с пониманием речи и самоконтролем.

Аналогичная картина и с толщиной коры. Известно, что с возрастом она уменьшается. Но в семьях с низким доходом толщина начинает резко уменьшаться уже в детстве, а в богатых этот процесс растягивается до позднего подросткового возраста. Быстрое уменьшение толщины приводит к тому, что мозг детей теряет пластичность - способность меняться, чтобы обеспечить обучение различным дисциплинам.

Итак, мозг бедных и богатых отличается. Но означает ли это, что именно по этой причине одни учатся лучше других? К примеру, маленький мозг Тургенева не помешал ему стать прекрасным писателем. Отметим, что множество исследований, где пытались связать размеры и какие-то особенности строения и способности человека, пока ничего не дали. И, естественно, перед учеными встает вопрос, действительно ли размеры гиппокампа, площадь и толщина коры оказывают столь сильное влияние на когнитивные способности?

Связь есть, утверждают американцы Сет Поллак и Джон Габриель. Они утверждают, что различиями в размере и структуре мозга можно объяснить от 15 до 45 процентов случаев школьной неуспеваемости детей из малообеспеченных семей. Заявление очень ответственное, требует многократной проверки, считают оппоненты. Ведь авторы подобных исследований рискуют быть обвиненными в нарушении политкорректности.

Но почему мозг детей из бедных и богатых семей вообще отличается? Может, все просто, и причина в питании? У одних оно полноценное, с необходимым набором всех элементов для нормального развития мозга, у других их дефицит. Влияют ли на развитие мозга стрессы в семье, воспитание, качество школы, а может, комбинация этих факторов? А может, вообще решающую роль играет наследственность? Пока на эти вопросы у науки нет однозначных ответов.

И, конечно, важно понять, когда появляются различия в развитии мозга. Недавние работы показали, что в первые четыре дня после рождения никакой разницы между детьми из богатых и бедных семей нет. То есть дети рождаются в принципе одинаковыми. Различия появляются в постнатальный период под влиянием социальных факторов.

Нейробиолог из Педагогического колледжа Колумбийского университета Нобл Кимберли подчеркивает, что комментировать и объяснять все эти результаты надо очень аккуратно, что корреляция между доходами семьи и когнитивными способностями еще не причинно-следственная связь. Во всяком случае, пока нейробиологи не дают ответа, где причина, а где следствие.

Чтобы найти ответ, ученые решили провести эксперимент. Они намерены на три года увеличить семейный доход большой группе малообеспеченных семей, где дети только появились на свет, чтобы посмотреть, как будет развиваться их мозг. Помимо этого будут изучаться такие аспекты семейной жизни, как стрессы, качество семейной жизни и т.д.