Новости

07.06.2017 19:39
Рубрика: Экономика

Разбавить и смешать

Более половины производителей в России заменяют качественное сырье дешевыми аналогами
Обман при взвешивании нефасованного товара, увеличение первоначальной массы продукта за счет дешевых добавок, скрытие подлинной информации - основные механизмы мошенничества производителей и продавцов в России. Ситуацию можно исправить только введением более жестких мер контроля со стороны добросовестных поставщиков и государства, считают эксперты.
Большая часть продуктов на наших прилавках по виду не соответствует своему качеству. Фото: depositphotos.com Большая часть продуктов на наших прилавках по виду не соответствует своему качеству. Фото: depositphotos.com
Большая часть продуктов на наших прилавках по виду не соответствует своему качеству. Фото: depositphotos.com

Среди наиболее часто встречающихся случаев мошенничества (около 60 процентов) - скрытие информации о применении нежелательных ингредиентов или ингредиентов низкого качества, отмечают аналитики компании PricewaterhouseCoopers (PwC) по России, которые провели масштабное исследование представителей всей отраслевой цепочки, которые сталкивались с разного рода проблемами. Менее "популярное" мошенничество (54 процента опрошенных) - замена сырья более дешевыми аналогами и "разбавление" пищевых продуктов путем смешивания настоящего продукта с более дешевыми веществами. Причина - желание недобросовестного производителя сэкономить на сырье.

Более половины опрошенных в ходе исследования респондентов отметили, что больше всего махинаций с продуктами происходит на этапе производства. А добавляет красок в картину розница, где самыми распространенными нарушениями являются обман при взвешивании нефасованного товара, увеличение массы продукта и так далее. Особенно это актуально для сухофруктов, которые замачивают в сладкой воде - в этом случае "улучшается" и внешний вид, и увеличивается вес.

Большая часть производителей скрывает информацию о своих товарах

Третий вид нарушений, по мнению 54 процентов респондентов, - контрафакт пищевой продукции, когда на упаковке незаконно размещается товарный знак или сходное с ним изображение. На последнем месте по опросу (но не по значимости) мошенничество, ответственность за которое в основном несут розничные компании, - продажа товаров с истекшим сроком годности.

"В связи с этим компаниям необходимо отслеживать весь жизненный цикл продукта, что называется - "от фермы до вилки", - полагает управляющий партнер PwC в России Игорь Лотаков.

По мнению управляющего партнера компании "2К" Тамары Касьяновой, ко всем перечисленным способам мошенничества можно добавить один из самых распространенных и трудно выявляемых: добавление механических и химических примесей в продукты (рыбу, мясо, птицу, мед и так далее) - для придания им веса и объема. "Причем это касается не только манипуляций с полученной продукцией, но и этапа выращивания овощей, фруктов, птицы, рыбы и так далее за счет различной вредной подкормки", - уточняет она.

Чтобы поставить заслон таким нарушениям, на уровне государства необходимо создать единую систему контроля качества продовольствия, полагают эксперты. В частности, как полагает Касьянова, нужно ввести тотальное чипирование в животноводстве и жесткие методы контроля продукции в пчеловодстве, где доля фальсификата достигает 70 процентов. Кроме того, нужно ввести обязательную сертификацию всех овощей и фруктов, причем не только экспортных. "Все это трудозатратно и может ударить по малому бизнесу, но иначе фальсификат побороть невозможно", - считает эксперт.

Как уже писала "РГ", в Роспотребнадзоре уверены, что 99,9 процента товаров на наших прилавках имеют достойное качество, в рамках закона. Этот вывод специалисты делают на основе своих проверок, которые они проводят по жалобам покупателей. Большинство их не подтверждается. PwC проводила анонимный опрос самих производителей и продавцов, больше половины которых работает в пищевой промышленности, треть - в сельском хозяйстве, остальные - в розничной торговле и общепите.

Экономика Товары и цены