Вероятность сотрудничества Киев и Варшава обсудили на польско-украинской газовой конференции, пояснив, что действия стран - ответ на строительство Россией трубопроводов в обход Восточной Европы. По оценкам экспертов, маловероятно, что хаб будет ликвидным даже через пять лет, к тому же ни один поставщик сжиженного природного газа (СПГ), на которого возлагает надежды Польша, не согласится привязать цены к новому хабу.
Мощность планируемого к строительству газового соединения - восемь миллиардов кубометров в год, сообщил замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Прокопив. Идея не нова: до этого она всплывала в октябре 2016 года. Хаб позволит доставлять газ из Западной Европы в Центральную и Восточную, в том числе на Украину (осенью речь шла еще и о Южной Европе), а собственные потребности Польша дополнительно покроет импортом СПГ. Сверх этого выпадающие объемы предоставит проект Baltic Pipe: по трубопроводу потечет норвежский газ с шельфа Северного моря через Данию в Польшу.
Проект Baltic Pipe - тоже давняя идея и пока находится на ранних стадиях (точный маршрут еще не прописан, оценка воздействия на окружающую среду не проведена, и в этом плане "Северный поток - 2" его обгоняет). Вопрос о формате финансирования решат не ранее 2018 года, сообщал датский системный оператор. На реализацию и ввод в строй трубы уйдет минимум пять-шесть лет, уточнял ранее министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский. Обсуждаемая экономически целесообразная пропускная способность, по словам вице-президента польской PGNiG Мачея Возняка, - семь миллиардов кубометров.
Российский газ обеспечивает потребности стран Евросоюза на 34 процента, оценивал по итогам прошлого года "Газпром". Еще треть приходится на норвежские поставки. При этом в Восточной и Центральной Европе доля России выше: например, выше трети газового импорта страна обеспечивает Австрии, Венгрии, Германии, Словакии, Словении, Чехии (по итогам 2015 года). Польша не исключение: она закупает около двух третей объемов потребления у "Газпрома" (десять миллиардов кубометров) и в попытке диверсифицировать импорт приобретает СПГ на спотовых рынках. Во второй половине июня туда прибудет первый танкер с американским СПГ, плюс PGNiG уже заключила контракт с катарским производителем.
У Польши есть действующий терминал СПГ на пять миллиардов кубометров (планируется его расширить до 7,5 миллиарда), а также плавучий терминал на четыре миллиарда. Теоретически эти объемы смогут закрыть импорт из России, но вопрос о цене пока лучше оставить за скобками, считает аналитик Энергетического центра бизнес-школы Сколково Александр Собко.
"На Украину этих объемов уже не хватит, но она и без того импортирует сейчас газ из Европы. Конечно, пока это российский "реверсный" газ, но объемы импорта относительно европейского рынка невелики, так что в перспективе это может быть и любой другой газ из европейской ГТС, - говорит он. - Другое дело, что в перспективе как минимум ближайших десяти лет, а скорее дольше, ни один продавец СПГ не согласится продавать свой товар с ценовой привязкой к вновь создаваемому польско-украинскому хабу. Экспортеры СПГ не всегда готовы даже к продажам по ценам NBP (британский хаб, ведущий индикатор европейского спотового рынка газа. - Прим. ред.), предпочитая нефтяную ценовую привязку".
Создать еще один газовый хаб и торговую площадку относительно нетрудно, гораздо сложнее - обеспечить ликвидность, чтобы цены не были подвержены манипуляциям и их признали все участники рынка. В Европе таких площадок более десяти, своя есть и в Польше, но по-настоящему ликвидных из них две (голландская TTF и собственно NBP). За этим стоит огромная, многолетняя работа в двух финансово развитых и стабильных странах Европы, подчеркивает Собко.
"Конечно, в активе у Украины - огромные хранилища на западных границах (и видимо именно их страны хотят использовать в качестве приманки для своего хаба). Другое дело, что в случае прекращения российского транзита их ценность резко снижается, так как находятся они на окраине европейского газового рынка", - заключает собеседник "РГ".