Как призвать судью к ответу

В "РГ" регулярно приходят письма с жалобами на судей. Авторы с горечью отмечают: пытались призвать к ответу судью, чье решение посчитали незаконным, через все мыслимые инстанции - от прокуратуры до администрации президента, но ничего не добились.

Кроме ответов, написанных как под копирку: закон запрещает вмешиваться в деятельность судов. Отсюда вывод - все куплены… Но тот же закон предусмотрел, что по жалобам сторон судейские действия могут подвергаться проверке, а сами судьи наказываться, и наделил такими полномочиями квалификационные коллегии судей (ККС) регионов. О том, что это за институт, как все-таки призвать судью к ответу, "РГ" рассказал председатель ККС Свердловской области, председатель состава судебной коллегии по гражданским делам Свердловского облсуда Станислав Сидоркин.

Станислав Сидоркин: Наряду с экзаменационной комиссией, советом и конференцией судей квалификационная коллегия судей - это орган судейского сообщества, можно сказать, общественная организация. Среди прочих у нее две главные функции: во-первых, формирование корпуса судей, ККС проводит отбор кандидатов на должность судей, во-вторых, аттестация судей, присвоение им квалификационных классов. Кроме того, коллегия рассматривает вопросы дисциплинарной ответственности судей за те или иные проступки. Вот почему в просторечии ККС называют судом над судьями.

И кто же судит судей?

Станислав Сидоркин: Коллегия состоит из двух судей областного суда, трех районных, пяти судей арбитражных судов, по одному от мирового, уставного и военного судов, а также представителя президента и семи представителей общественности. Таким образом, в ККС Свердловской области входит 21 человек. Судей отбирают на областной конференции судей, которая проводится раз в четыре года. Кандидатуры представителей общественности предлагает Заксобрание региона. Сегодня из семи членов-общественников мы имеем только четырех: требования к образованию, практическому опыту претендентов очень жесткие. Представителя президента делегирует сам президент своим указом. Сегодня это главный федеральный инспектор по Свердловской области Андрей Березовский.

Известно, что и судей назначает президент. Как в этом участвует коллегия?

Станислав Сидоркин: Кандидат сдает экзамен экзаменационной комиссии судей. Если результат хороший (троечников мы, как правило, не берем), он пишет заявление и приносит в коллегию пакет документов: от характеристик с каждого места работы за последние пять лет до справок о состоянии здоровья. Наша задача - проверить все сведения: действительно ли кандидат оканчивал вуз, занимался правоприменительной деятельностью, не имеет ли судимости он сам или его близкие родственники, указал ли все имущество, каким владеет, и все источники доходов… Жесткость требований проявляется, в частности, в том, что сегодня в Свердловской области около 80 вакансий судей районных судов, 5 - мировых и 11 в областном суде.

Если проверка подтверждает, что в документах кандидата все точно, и мы не видим препятствий для его назначения, коллегия дает заключение в администрацию президента.

Там отклоняют представленные вами кандидатуры?

Станислав Сидоркин: Нечасто: любое сомнение толкуется не в пользу соискателя, и, коль он решил стать судьей, должен сам доказать, что этому ничто не мешает. Но, если у администрации президента возникают какие-то опасения, она проводит дополнительную проверку. Вопросы адресуют главному федеральному инспектору субъекта Федерации. В целом проверка может продолжаться до восьми месяцев, и лишь после нее президент принимает решение о назначении.

Заинтересованность судьи усматривают во многом: начиная от того, как вел судебный процесс, и заканчивая размером взысканной суммы

А снимает судью с должности тоже президент?

Станислав Сидоркин: Нет. Прекращение полномочий судьи - исключительное право квалификационной коллегии. Как и дача согласий на возбуждение в отношении судьи уголовного дела, на получение им наград. К исключительной компетенции коллегии, повторюсь, относятся и вопросы дисциплинарной ответственности судей. Закон предусматривает три вида такой ответственности: замечание, предупреждение и прекращение полномочий. Председатель суда может лишь инициировать рассмотрение ККС вопроса о дисциплинарной ответственности.

За что коллегия наказывает судей?

Станислав Сидоркин: Закон о статусе судей запрещает вмешательство в рассмотрение судебного дела, влияние на судью при принятии им судебного акта, в том числе коллегией. Для этого необходимо обращаться с жалобой в апелляционную инстанцию. Если считаешь, что суд принял неправильное решение, приведи доводы, их рассмотрят вышестоящие судьи. Компетенция коллегии - все остальные действия в суде. Они, как и претензии, условно делятся на несколько групп. Если коротко, это жалобы на нарушение норм судейской этики, да и просто обычной морали и нравственности, а также на действия судей, в которых можно усмотреть коррупционную составляющую. Но большинство обращений в коллегию, а их каждый год поступает около тысячи, касается именно несогласия с судебными актами. Если жалоба не содержит никаких иных фактов - об этике, противодействии коррупции или о дисциплинарном проступке судьи, мы не имеем права ее рассматривать, возвращаем заявителю. А если, например, человек обвиняет судью еще и в грубости, ККС может направить его обращение в комиссию по этике совета судей. Проверив факты, комиссия либо готовит соответствующее заключение для коллегии, либо напрямую отвечает заявителю.

Как часто коллегия рассматривает дела о прекращении полномочий судей?

Станислав Сидоркин: Редко, в Свердловской области подобное происходит один-два раза в год. Так, в прошлом году мы прекратили полномочия судьи Асбестовского суда Максима Виноградова, которого обвиняют в попытке получения взятки. Однако и замечания, и предупреждения выносятся нечасто: два-три раза за год. Поводы разные. Например, судья систематически выносит решения вразрез с судебной практикой, ведь по закону он обязан повышать свой профессиональный уровень.

Или волокита. Более сорока процентов судей районных судов имеют стаж менее двух лет - у них пока нет достаточного опыта; штатный некомплект заставляет судей рассматривать дела не только по своей специализации, а это требует больше времени. Однако одни судьи все-таки успевают рассматривать дела в срок, а кто-то систематически не может. Возникает вопрос: по какой причине? Или почему дело рассмотрено без одной из сторон? Все ли меры приняты судом для извещения участников процесса? Суд должен иметь доказательства, что все от него зависящее сделано. Если доказательств нет, тоже возникает вопрос к судье.

Когда есть смысл обращаться не к вам, а к председателю райсуда?

Станислав Сидоркин: Во всех случаях, касающихся делопроизводства. Например, вас не известили о рассмотрении в отношении вас судебного дела, вынесли заочное решение. Как только узнали об этом, во-первых, обращайтесь к судье с требованием отменить решение и пересмотреть дело с вашим участием, а во-вторых, сообщите об этом председателю: это исключительно вина суда. Затягивается рассмотрение вашего иска, не соблюдаются сроки выдачи процессуальных документов, а сами документы выдаются не в надлежащем виде - скорректировать все это может председатель суда. К тому же он должен знать, как реально ведется в суде делопроизводство.

Ключевой вопрос

Часто ли судей обвиняют в коррупции?

Станислав Сидоркин: Напрямую, как правило, нет, но намеков достаточно. Заинтересованность судьи усматривают во многом: начиная с того, как вел судебный процесс, и заканчивая размером взысканной суммы. Мол, сумма потому такая большая, что судью заинтересовали… Подводится и соответствующая подоплека: представитель противной стороны - одноклассник, однокашник, сосед судьи - кто угодно, вот потому-то и принято такое решение…

Часто нам пишут, что адвокат противной стороны заходил к судье. Что это - коррупция, этика?.. Да, наверное, не должен судья пускать адвоката в свой кабинет. Но у нас около 80 процентов судей работают в кабинетах, имеющих свободный доступ из коридора. Многие адвокаты этим пользуются, чтобы уточнить, вовремя ли начнутся слушания. Ответ получили и вышли… Я лично к этому отношусь негативно: судья должен избегать всего, что может бросить тень и на дело, и на его беспристрастность, поскольку толкование результата всегда будет не в его пользу. Что такое гражданское дело, в отличие, например, от уголовного? Если подсудимому по уголовному делу дали три года, а думали, что будет пять, он останется довольным. А по гражданскому делу одна из сторон недовольна всегда. Когда к этому присоединяется еще так или иначе воспринятое действие судьи, это совершенно определенно истолковывается. Но как реагировать на намеки и предположения? Ведь их не проверишь. Проверить можно только факт: был он или нет.

Поэтому идеально, на мой взгляд, поступать так: зашел адвокат к судье, вы это как-то истолковали, заявите ходатайство об отводе судьи. Так и говорите: к вам только что заходил адвокат, считаю, вы вынесете предвзятое решение… Откажут - станем разбираться: почему заявили отвод, почему его отклонили?

На заметку

Как обратиться в коллегию

По почте: 620019, г. Екатеринбург, ул. Московская, 120, каб. 119, 120.

Через приемную Свердловского областного суда на 1-м этаже Дворца правосудия: г. Екатеринбург, ул. Московская, 120.

Образец заполнения жалобы - на сайте ВККС РФ www.vkks.ru, там же адреса сайтов всех коллегий субъектов РФ, в том числе УрФО.