- Порядок - головная боль каждой мамы. Как совместить чистоту и желание ребенка творить, когда в ход идет пластилин и краски? Как научить его складывать одежду, убирать игрушки?
Ольга Маховская: А должны волновать совсем другие вопросы. Почему предметы так важны для ребенка? Сколько их должно быть? Почему все так помешаны на развитии навыков чистоплотности? А когда ребенку говорят: уберешься в комнате, тогда получишь стакан воды - это вообще уже форма психологического насилия. При этом ребенок искренне не понимает, что он делает не так. Порядок у родителей в головах, и это заставляет их быть почти беспощадными к детям, когда дело касается уборки. Причины стоит искать в жестком воспитании самих родителей в детстве.
- А как понять, ребенок не может разложить вещи по полочкам, потому что это его натура или ему просто лень?
Ольга Маховская: Мы постоянно учим детей чему-то новому, но часто забываем о том, что надо еще научить заканчивать начатое. Учим кататься на велосипеде или завязывать шнурки, но не учим ставить эти вещи на место. Я называю это синдромом незакрытых дверей. Попросите ребенка принести что-нибудь с кухни, он принесет, но дверцу шкафа, скорее всего, оставит открытой. Поэтому старайтесь четко формулировать задание. Если корректно объясните, чего ждете от ребенка, есть шанс, что все вещи окажутся на своих местах.
Если вам кажется, что у ребенка в комнате бардак, дайте ему 10 секунд и попросите принести что-нибудь из комнаты. Если успел, значит это его порядок. Если нет, значит в комнате беспорядок, который нужно убрать. В эту игру можно играть бесконечно. Так ребенок научится раскладывать все по местам и запоминать, куда что положил.
Еще важный момент, мужчины и женщины по-разному наводят порядок. Для женщины важно, чтобы полы блестели, на столе и подоконнике ни одной лишней вещи, зато все распихано по шкафам. Отличительная черта мужского порядка - это как раз закрома, где все лежит идеально на своих местах. И если девочки хранят все, вплоть до пуговиц и ленточек, потому что жалко, а вдруг пригодится. То у мужчин все очень рационально и функционально. Замечали, что у мужчин инструменты всегда в идеальном порядке. До блеска начищенная лопата для него важнее, чем ваза с фруктами на столе. Это заметно уже в раннем детстве. Еще в детском саду мальчики обозначают и защищают свою территорию, а девочки следят за тем, чтобы каждый выполнял свою функцию, предписанную определенной ролью.
- Родители тщательно подбирают игрушки, чтобы учили, развивали… А ребенок поиграл немного и снова требует новую.
Ольга Маховская: Детские под потолок завалены игрушками, а дети не хотят в них играть. Машинок так много, что ему не интересно их ломать, разбирать, изучать, что внутри. Мы как волшебники удовлетворяем любое "Хочу!" ребенка, не задумываясь о том, что избыточность атрофирует желания. А это плохо. Устройство психики таково, что 70 процентов желаний существуют только для того, чтобы предавать вкус жизни и стимулировать наши движения. Но мы живем в век потребления, когда никому и в голову не придет пропагандировать дефицит. Рынок, реклама стимулируют легкое и доступное потребление. Один клик мышки, и курьер все уже принес. А мы психологи говорим, что жизнь должна быть трудной, вызывать сопротивление. Но посильнее. Заманчиво идти туда, куда дует ветер, легко и приятно, но рано или поздно ветер поменяет направление. Поэтому создавайте детям побольше трудностей. Пусть ребенок сам завязывает ботинки и застегивает пуговицы. Пусть у него будет две-три любимых игрушки и еще четыре сопутствующих. Все остальное хлам, который он не в состоянии освоить.
- Как вы относитесь к многочисленным развивающим играм и приложениям. Дал ребенку гаджет, и он занят - учит, строит, собирает, раскрашивает…
Ольга Маховская: В мире предметов ребенок должен быть Демиургом, а не потребителем. Строить, создавать, придумывать… Но когда ребенок следует за выхолощенной компьютерной программой, предлагающей уже готовые решения, его фантазия не развивается. Виртуализация детства приводит к тому, что дети перестают играть друг с другом. Ролевая игра - это общение, непредсказуемость, хаос, иногда даже драка. Это репетиция взрослой жизни. А современные дети, если их оторвать от гаджета, и предложить сыграть друг с другом, очень быстро уходят куда-то в монолог. В моей книге есть глава "Конструкторы против компьютеров", где я подробно объясняю, почему так важно развивать конструирование. Своим 10-летним племянницам я специально искала советские конструкторы. Выглядят они, конечно, допотопно, по сравнению с современными яркими кубиками, но ты попробуй с ними справиться. Мозаика, пластилин, конструкторы, кубики - это должно быть в каждом доме.
- А как правильно провести границу между "хочу" и "надо"?
Ольга Маховская: У каждого ребенка должно быть время абсолютной свободы, когда его все оставляют в покое и он делает, что хочет. Так он сбросит напряжение от того, что всегда и во всем нужно соблюдать правила. Учтите, если у ребенка сильная психофизика и природная любознательность, он переждет детский сад, переживет школу, а потом все равно оторвется по полной.
Дети сегодня очень перегружены. Я называю это "культурной репрессией". Ведь это якобы ради блага ребенка. Но в действительности удовлетворяются потребности и желания родителей. Я не понимаю, зачем ребенку в три месяца показывать карточки с буквами? Выучит он эти буквы, а что дальше? Читать он все равно в год не научится. Лучше покажите ему жука, ползущего по окну. Это гораздо круче, чем карточки.
Кстати
Какой подарок выбрать ребенку?
Дети-холерики любят очень яркие, красивые и дорогие подарки, которыми можно похвастаться: модный гаджет, навороченный велосипед.
Ребенку-сангвинику подойдет подарок, который подчеркнет его социальный статус: настольные игры, глобус, энциклопедии.
Ребенок-флегматик любит решать сложные интеллектуальные задачи, поэтому лучший подарок - нечто особое, удивительное, требующее усилий в освоении: энциклопедии, что-то оригинальное для коллекционирования.
Основное состояние ребенка-меланхолика - созерцание. Ему подойдет все, что можно долго рассматривать: книга с хорошими иллюстрациями, редкие марки, сувениры в виде стеклянных шаров со снежинками внутри, музыкальный диск.