Во время фестиваля в Сочи состоятся показы двух российских фильмов, представленных в Каннах. "Теснота" Кантемира Балагова, получившая в Каннах приз ФИПРЕССИ - федерации кинокритиков - примет участие в конкурсной программе - станет одним из 14 фильмов. То, что картина попала в программу Каннского кинофестиваля "Особый взгляд", и ее судила сама Ума Турман, конечно, дает ей фору, но пророков нет в своем Отечестве - как знать, как именно оценит ее российское жюри под председательством Евгения Миронова. Что касается картины Андрея Звягинцева "Нелюбовь", которая уже вышла в российский прокат 1 июня, в Сочи состоится ее показ во внеконкурсной программе "Специальные события". Помимо этого фильма, спецсобытием стала также картина Крегша Шахназарова "Анна Каренина. История Вронского" - на "Кинотавре" ее покажут впервые.
Президент кинофестиваля впервые проведет на нем спецкурс или, говоря другими словами, мастер-класс под названием "Канн-Кинотавр Транзит". Следует отметить, что "подопечный" продюсера - режиссер Андрей Звягинцев - давал на "Кинотавре" запоминающийся мастер-класс, когда вышел фильм "Елена". Тогда в зале яблоку было негде упасть. Там же Звягинцев дарил книгу о фильме. Можно также напомнить, что Роднянский - автор двух книг "Выходит продюсер" - весьма нужного пособия для тех, кто в индустрии. И выступление Александра Ефимовича в Сочи также многому может научить.
Она носит название Work and Progress и также проводится на фестивале впервые. Ранее "Кинотавр" был знаменит своими питчингами - или, говоря русским языком, - представлениями проектов. Фестиваль первым разработал эту систему у нас в стране, благодаря чему было открыто немало новых режиссерских имен. Сейчас же питчинги видоизменились в новую программу, и в этом году, например, представят два очень заметных проекта, которые находятся в стадии производства. Фильм "Война Анны" Алексея Федорченко - потрясающую историю маленькой девочки, которая выживала в военное время, и картину о чудовищном землетрясении, унесшем много жизней - "Спитак" Александра Котта. В программе запланировано много дискуссий, которые явно пойдут на пользу российскому кино.
Киносмотр откроет новый фильм Павла Чухрая (режиссер, кстати, в этом году получит приз "За вклад…") "Холодное танго". Это - буквально шекспировская драма, история о пережившем многое человеке, который влюбился в дочь своего врага. В фильме снимались Юлия Пересильд, Риналь Мухаметов, Сергей Гармаш и другие. Закроет фестиваль также очень ожидаемая картина - "Про любовь. Только для взрослых". Продюсер Анна Меликян - лауреат прошлых "Кинотавров" - собрала в ней шестерых молодых режиссеров, и они рассказали о том, как именно понимают любовь. В новеллах снимались Ингеборга Дапкунайте, Федор Бондарчук, Максим Матвеев, Джон Малкович, Равшана Куркова и другие.
Параллельно с "Кинотавром" проходит крупнейший российский кинорынок, на который собираются представители индустрии и директора кинотеатров не только из нашей страны, но и из-за рубежа. Откроется он накануне фестиваля масштабной презентацией сериала "Гоголь", который уже знаменит не только тем, что в нем снимались Олег Меньшиков и Александр Петров, но и тем, что его будут показывать - в кинотеатрах. Такое случится впервые. Чтобы заинтересовать профессионалов, на фестивале устроят большую Сорочинскую ярмарку. Пойдет ли такой пиар на пользу картине - увидим. Хотя в принципе на любом рынке "чертовщинки" хватает. Особенно - если он посвящен кино.
Советовать какие фильмы из программы посмотреть накануне фестиваля - дело неблагодарное и неэтичное. Обозреватель "РГ" может позволить себе лишь выделить, помимо уже названных, несколько картин, о которых наслышана и ждет их с особым интересом. Оправдают ли они ожидания - вопрос открытый. Но вот эти фильмы:
"Жги" Кирилла Плетнева - в фильме сочетаются женская колония и телевизионное шоу талантов.
"Аритмия" Бориса Хлебникова - о работниках "Скорой помощи". Фильм уже вошел и в программу фестиваля этого года в Карловых Варах, хочется доверять и его отборщикам тоже.
"Близкие" Ксении Зуевой - о том же, что и "Нелюбовь", но с меньшим бюджетом.
"Блокбастер" Романа Волобуева - когда талантливый кинокритик снимает кино - это всегда интересно. Тем более - если первый опыт удался.
"Мифы о Москве" Александра Молочникова - количество мифов о картине уже перевалило ее хронометраж. Говорят - действительно смешно.
"Прорубь" Андрея Сильвестрова - год назад проект картины представляли на Московском кинофестивале, и он был, по моему субъективному мнению, лучше всех. Есть надежда, что он вылился в такую же хорошую работу в полном метре.
"Рок" Ивана Шахназарова. Потому что это - Шахназаров, дебют и рок.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"