Как ветеран-тридцатитысячник руководит агрофирмой под Владимиром

В Союзе писателей России прошла презентация книги ветерана колхозного движения тридцатитысячника Степана Гинина. 92-летний автор - человек-легенда - сегодня является единственным на всю страну тридцатитысячником из большой армии коммунистов, направленных в середине 1950-х в отсталые колхозы для подъема села.

Литературная премия агрария

Есть в книге строки, как из детективного романа: "Я не даю ему позвонить, рву телефонный шнур. Он ринулся к ящику стола. Догадываюсь: за пистолетом. Я опережаю его, наставляю на него свой мелкого калибра наган (его частенько носил с собой, но никогда не применял). Говорю ему: "Давай без этого обойдемся! Имей в виду: хуже будет. Ведь я здесь не один. Вот сейчас пойду, а ты посиди часика полтора, потом выйдешь". Беру со стола ключи и запираю дверь его кабинета".

Это всего лишь один из эпизодов, которыми так богата биография легендарного председателя колхоза из владимирской Мещеры Степана Петровича Гинина.

У прокурора был ордер на его арест, а он запер того в кабинете, сел на мотоцикл и поехал по бездорожью за 110 километров в обком партии во Владимир отстаивать справедливость. И отстоял.

Два года назад ветеран решил написать книгу "Тридцатитысячник" о преобразованиях, происходивших на селе, участником, а нередко и инициатором которых он являлся.

Как и все, за что брался в своей жизни Степан Петрович, этот труд получился на славу. Документальная "повесть прожитых лет" читается как захватывающий роман. И к многочисленным наградам ее автора за достижения в области сельского хозяйства добавилась награда литературная. Первый секретарь правления Союза писателей России Геннадий Иванов вручил Гинину золотую медаль имени Василия Шукшина.

"Кто работает на земле без риска, не может добиться успеха, - пишет Гинин.- Сама природа заставляет земледельца рисковать. Почти всю жизнь я рисковал".

Пожалуй, это откровение выдающегося агрария стало лейтмотивом всей книги.

В деревню уроженец города Бердичева попал случайно, еще не умея отличить пшеницу от ячменя.

Сначала была война, которую юный авиационный техник-механик в составе 89-го гвардейского истребительного Оршанского имени Богдана Хмельницкого полка прошел по военным дорогам Германии, Чехии, Венгрии, а закончил в Австрии. После демобилизации поступил на вечернее отделение института народного хозяйства имени Плеханова.

Дипломированного экономиста ждала головокружительная карьера за границей, но от всех заманчивых предложений выпускник отказался.

Колхоз Гинина одним из первых в районе, области, да и в стране, перешел с трудодня на денежную оплату труда

Пока ждал распределения, привязался к Мещерскому краю. Устроился грузчиком на московском пищевом заводе, стал ездить во Владимирскую область на стекольный завод имени Буденного за стеклотарой. И, получив свободный диплом, устроился там начальником отдела снабжения.

За два года молодой специалист помог раскрутить запущенное производство. Все больше заводчан стали обращаться к нему не только с производственными, но и с личными проблемами, минуя кабинет директора. И тот уже начал побаиваться за свое кресло. А как только появилась возможность, не упустил ее, чтобы избавиться от грамотного и инициативного соперника.

Гинина по рекомендации директора и парткома срочно приняли "в кандидаты" для руководящей работы в колхозах и пригласили на беседу в Курловский райком партии.

И труд, и капитал

"В райкоме передо мной положили на стол восемнадцать годовых отчетов - по числу колхозов в Курловском районе, - пишет Гинин. - Я выбрал самый бедный, но там были люди, значит, есть с кем работать".

Мало разбираясь в сельском хозяйстве, тридцать первый председатель рассуждал по Марксу - "труд - есть капитал". А в колхозе имени 16-й годовщины Октября на тот момент было больше всего людей, одних мужиков 400 человек! Вот только колхозники, имея возможность работать в общественном хозяйстве только 150 дней в году, не могли прокормить свои семьи. Неудивительно, что самые трудоспособные и энергичные вынуждены были заниматься отходничеством. Многие вербовались на Север, в большие города.

Председателю пришлось крепко подумать, за какое звено ухватиться, чтобы вытащить всю цепь проблем. Он засел за учебники, вспомнил, что многие поколения крестьян, помимо земледелия, занимались ремеслом. И пришел к выводу, что в условиях Нечерноземья источником материальных средств могут быть подсобные промыслы.

Скорые деньги могли дать товары, которые пошли бы сразу на рынок, - метлы, веники, черенки, топорища. Сырье давал лес. Из газет вычитал, что где требуется. Организовал мастерские, и за зиму колхоз заработал триста тысяч рублей. Двухъярусный птичник, построенный на деньги от продажи веников, на третий год стал давать пятьдесят тысяч яиц в год. И колхоз выполнил план пятилетки по яйцу за весь район.

В 1959 году колхоз 16-й годовщины Октября одним из первых в районе, области, да и в стране, перешел с трудодня на денежную оплату труда, стал рассчитываться с государством за ссуды, полученные ранее.

Ну а председатель продолжал свою линию - максимальная занятость людей. Организовал в селах и деревнях производства по изготовлению резиновых сапог, изделий из дерева, краски. Так хозяйство за счет подсобных промыслов само финансировало убыточность сельхозпроизводства. Увеличивая прибыль, дошли до того, что передовые доярки стали получать по 650 рублей в месяц, больше, чем у некоторых министров!

Свидетель разлома

Но было и другое. На презентации один из писателей спросил у Степана Петровича о самых лучших годах работы, видимо, будучи уверенным, что тот назовет 80-е. Но Гинин назвал 60-е. Чем ярче проявлялся хозяйственный талант председателя-новатора, тем сильнее было на него давление со стороны госорганов. Районные власти не признавали его методы работы по ликвидации сезонности в сельском хозяйстве за счет внедрения промышленного производства и считали такую деятельность незаконной.

Отсюда - выговоры, предупреждения, угрозы за самоуправство.

И Гинин написал письмо Никите Хрущеву, в котором на конкретных фактах доказывал, что мещерское хозяйство не может быть рентабельным, если не поддерживает себя экономически за счет промыслов.

"Я не боялся воевать с теми, кто мешал хозяйству развиваться, кто пытался подогнать наше хозяйство под какой-то определенный стандарт", - откровенно пишет Гинин.

К сожалению, умение рисковать и воевать потребовалось Степану Гинину и в дальнейшем. В 1988 году сбылась давняя мечта, которую он вынашивал еще с тех пор, когда успешно осуществил присоединение к своему уляхинскому колхозу соседних отсталых хозяйств. В Гусь-Хрустальном районе под его руководством было создано агропромышленное объединение (АПО) "Мещерское", в состав которого вошло 11 колхозов, 3 совхоза, ряд предприятий и организаций. Но АПО просуществовало всего три года.

Начинались 90-е "над пропастью". Какие-то личности стали приезжать из города и устраивать в Уляхине демонстрации с лозунгами: "Гинин-латифундист", "Долой помещика Гинина". И очень скоро председателю пришлось спасать свое хозяйство.

- Когда начали меня громить, я понял, что дело идет к разрушению, - рассказал Степан Петрович на презентации. - Мне советовали: быстрее ликвидируй колхоз и раздай имущество. Я тогда собрал мужиков: что делать? Они отвечают: "Нам эти клочки не нужны. Ты дашь землю, а у нас только лопаты да топоры. Мы даже детей не прокормим". Но надо было угодить власти и сохранить дело. И мы создали акционерное общество "Россия" и не дали разграбить свое хозяйство.

Найдя стабильный рынок сбыта, Гинин решил сделать главный упор на выращивании картофеля. Агрофирма "Россия" ежегодно отправляет более девяти тысяч тонн клубней московскому предприятию, которое изготавливает чипсы.

Но, несмотря на спасение, последние страницы книги наполнены горечью. И это понятно. Одно дело - создавать в муках, преодолевая трудности. Другое - видеть, как у тебя на глазах разрушается созданное тобой.

В гининской агропромышленной фирме "Россия" сейчас работают 98 человек - почти в десять раз меньше, чем в 1988 году. Села и деревни продолжают пустеть.

Наверное, "свидетель разлома", как он себя называет, мог бы написать об этом отдельную книгу. А пока Степан Гинин поставил перед собой новую задачу - создать в Гусь-Хрустальном районе музей колхоза.

Справка "РГ"

25 марта 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли обращение и постановление "О мерах по дальнейшему укреплению колхозов руководящими кадрами", в котором партийным и советским организациям предлагалось подобрать не менее 30 тысяч добровольцев для руководящей работы в колхозах. Их стали называть тридцатитысячниками, большинство тридцатитысячников было избрано председателями колхозов.

Кстати

В настоящее время ОАО АПФ "Россия" является основным производителем картофеля в Гусь-Хрустальном районе (76,6 процента). Из 740 гектаров посадочных площадей под эту культуру в районе - 494 гектара (66,7 процента) возделывается в агрофирме. С вводом двух картофелехранилищ созданы условия для длительного хранения овощей.