08.06.2017 11:01
    Поделиться

    Почему покупателю могут отказать в защите его прав

    Несколько похожих исков недовольных покупателей рассмотрел Орловский областной суд. Однако решения приняты разные. Не каждый обманутый покупатель считается обманутым потребителем. И далеко не всегда он прав.

    Для коммерческой деятельности

    Наиболее резонансным стало "дело трех квадроциклов". Молодой человек приобрел их в конце 2014 года. Пару месяцев спустя обратился в сервисный центр с просьбой отремонтировать машины. Затем отправился в автосалон, потребовал расторгнуть договор купли-продажи и вернуть ему крупную сумму. Дескать, товар бракованный. Но получил отказ.

    В суде он заявил о нарушении прав потребителя. И даже выиграл процесс в первой инстанции. Автосалон обязали вернуть деньги, погасить за истца проценты по кредитному договору (квадроциклы были куплены в кредит), заплатить штраф и компенсацию морального вреда. Но облсуд отменил это решение и отказал в удовлетворении иска.

    - Выяснилось, что истец оказывал услуги по прокату квадроциклов, - пояснила помощник председателя облсуда Дина Ягупова. - Экспертиза установила, что они использовались с нарушениями эксплуатационных требований. А также были задействованы в работе конезавода при выполнении повседневных задач, в частности для перевозки сена.

    Коллегия пришла к выводу о том, что истец не является потребителем в смысле, придаваемом данному определению законом "О защите прав потребителей". Он использовал квадроциклы для коммерческой деятельности, что подтвердили свидетели. А такие правоотношения регулируются общими положениями о договорах купли-продажи.

    Подобные споры должны разрешаться по Гражданскому процессуальному кодексу РФ, а не по закону о защите прав потребителей. Хотя суды обычно учитывают оба документа. По сути, правовое поле разделяет покупателей на две категории: бизнесменов и всех остальных. Эта же позиция была подтверждена в параллельном процессе.

    Орловчанка, имеющая свидетельство ИП, купила грузовик как частное лицо. Заключила договор, внесла задаток. Автомобиль в срок ей не доставили. Она предъявила претензию, и автосалон вернул деньги. Бизнес-леди не успокоилась и в суде потребовала взыскать с продавца штраф и компенсацию вреда. Получила отказ по тем же основаниям, что и владелец квадроциклов.

    - Потребителем признается гражданин, приобретающий и использующий товары, работы и услуги исключительно для личных, семейных и домашних нужд, а также для иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, - пояснила член областной судебной коллегии по гражданским делам Оксана Забелина.

    Истец обязан доказать, что является потребителем в том смысле, в котором это понятие определяет закон. Товар должен быть куплен для семьи, а не для того, чтобы на нем зарабатывать. Истица заявила, что грузовик ей нужен для личного подсобного хозяйства. Но суд выяснил, что она владеет фирмой по перевозке грузов, и решил, что машину могли использовать и в коммерческих целях.

    - Согласно статье 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи, - пояснил судья Сергей Должиков. - Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения, то он обязан передать товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

    Следовательно, если бы в автосалоне знали, что квадроциклы нужны для проката, то, возможно, предложили бы другую, более надежную модель. Но покупатель не сказал об этом. Поэтому согласно ГК РФ он вправе требовать лишь соразмерного уменьшения цены, устранения недостатков товара или возмещения расходов на ремонт. Но не штрафа, как в случае с нарушением прав потребителя.

    Заплатили за боль

    Бурно развивалось и противостояние жительницы Орла с ИП, владеющим спортивно-оздоровительным центром. Девушка записалась на платные занятия в батутный центр. Во время тренировки спрыгнула в "поролоновую яму" и столкнулась с молодым человеком. Он занимался на соседнем батуте и спрыгнул одновременно с девушкой.

    Потребитель - тот, кто приобретает товары, работы и услуги для личных нужд, не связвнных с предпринимательством

    Клиентка получила травму головы. В спортивном центре не оказалось медработника. Пострадавшей пришлось самостоятельно добираться до больницы. У нее диагностировали ушибы мягких тканей и сотрясение головного мозга. Она прошла курс стационарного лечения, после чего в суде потребовала наказать ИП за некачественную услугу. Райсуд ей отказал, но апелляционная инстанция приняла решение в ее пользу.

    - В данном случае судебная коллегия установила факт нарушения прав потребителя, - сообщила Дина Ягупова. - Ответчик не предоставил истцу полной информации об оказываемой услуге и не обеспечил безопасность при ее предоставлении. Из-за этого был причинен вред здоровью девушки.

    Кто должен заплатить пострадавшей - центр или врезавшийся в нее парень? Суд сослался на статью 14-ю закона "О защите прав потребителей". Именно на исполнителе лежит обязанность по возмещению причиненного "вследствие недостоверной или недостаточной информации об услуге" вреда здоровью. В пользу девушки взыскали компенсацию в размере 50 тысяч рублей и штраф в 25 тысяч.

    - Потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для его жизни и здоровья, - отметила при вынесении данного решения судья Лада Курлаева. - Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для потребителя, являются обязательными.

    Закон также защищает права тех, кто находится в тюрьме. Облсуд рассмотрел и такой случай. Местный житель попал под следствие и был помещен в СИЗО. У него разболелся зуб. В клинику не сходишь. Но государство гарантирует заключенным право на медпомощь - за ней-то и обратился мужчина в санитарную часть.

    - В течение первых двух недель помощь ему оказана не была, несмотря на регулярные обращения, - поясняет Дина Ягупова. - Когда мужчина все же попал к стоматологу, помощь ему оказали некачественно - "вылеченный" зуб по-прежнему болел.

    Несчастный пациент обращался к стоматологу 35 (!) раз. Лечение длилось с июля 2015 года по февраль 2016-го. Причину установила назначенная судом экспертиза. Выяснилось, что стоматолог не запломбировал зубные каналы. Пациент был обречен на "физические и нравственные страдания", как указал он в иске.

    Если бы подобное произошло на воле и пациент заплатил бы за лечение из своего кошелька, отношения регулировал бы закон о защите прав потребителей. Но тут платило государство, и с точки зрения закона потребитель оказался мнимым. Однако ему все же присудили компенсацию в 45 тысяч рублей: статья 1064 ГК РФ дает гражданам право на возмещение вреда, причиненного их личности.

    Тысяча и одна жалоба

    Количество жалоб на нарушения прав потребителей остается стабильно большим. В основном жалуются на нарушения в сфере торговли, жилищно-коммунальных и финансовых услуг. Счет идет на тысячи, но в подавляющем большинстве случаев решить спор удается без суда. Так, в прошлом году в регионе выявили 2726 нарушений.

    - В суды было подано 35 исков, в том числе девять в защиту неопределенного круга лиц и 26 в защиту конкретных потребителей, - сообщил врио руководителя управления Роспотребнадзора Александр Румянцев. - По всем искам вынесены решения об удовлетворении требований. В пользу потребителей взыскано свыше 1,6 миллиона рублей, из них 206 тысяч - это компенсация морального вреда.

    Практика говорит о том, что многие обращаются в суд самостоятельно и проигрывают из-за незнания закона. Неправильно формулируют исковые требования. Разбирая каждый случай, суд устанавливает статус истца и выясняет, потребитель он или нет. Обыватель разницы не видит, но она имеется. Из-за нее кто-то побеждает, а кто-то проигрывает.

    Контакт

    Помощь потребителям в подготовке искового заявления в суд оказывает консультационный центр ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области", расположенный по адресу: г. Орел, ул. Карачевская, д. 56а, тел.: (4862) 75-02-76.

    Поделиться