Снимок вызвал множество споров. Одни считают это нормальным явлением. На севере республики продукты дорогие, а заработки невелики. Там, если ледник не набит рыбой и дичью, не проживешь. Да ведь еще неизвестно, сколько человек участвовало в охоте - возможно, каждому досталось по десятку, а то и менее гусей.
Другие отмечают, что это уже не охота, а стрельба на уничтожение популяции. Ведь на дворе - весна, птицы прилетели на гнездовья и могли бы вывести тысячное потомство.
Как бы то ни было, министерство охраны природы Якутии намерено установить, кто запечатлен на снимке. Плюс к этому фотоматериалы направлены на экспертизу, которой предстоит определить видовой состав добытых птиц - среди них могут оказаться и "краснокнижные".
- Сами вычислять человека по фотографии мы не будем - у нас нет таких специалистов, да и некогда инспекторам, им хватает работы в рейдах. Этим занимается полиция, накопившая достаточный опыт. Если факт незаконной охоты подтвердится, будет возбуждено уголовное дело, - рассказала пресс-секретарь министерства Анна Налимова.
У полиции, действительно, накоплен хороший опыт. Несколько уголовных дел, возбужденных после изучения фотографий, уже увенчались обвинительными приговорами.
- Я видел снимок. На фотографии как минимум половина птиц - "краснокнижные" таежные гуменники. Проглядывают и другие виды, находящиеся под охраной, - рассказал "РГ" заведующий лабораторией зоологических исследований Института биологических проблем криолитозоны СО РАН Николай Гермогенов.
Вместе с тем Николай Иванович отметил, что этот тщеславный охотник - самое безобидное звено в цепочке угроз, которые преследуют промысловых птиц, а через них - людей. И корни этих бед, по его словам, надо искать не на севере, а на юге, где пернатые зимуют.
- В Китае, Индии и других быстроразвивающихся странах водоемы загажены. Гуси и утки, которые оттуда летят в наши края выводить потомство, напичканы пестицидами, гербицидами и прочей дрянью. Я бывал в местах, где птицы зимуют. Теперь, зная, чем они там питаются, добытых в весенний сезон водоплавающих не ем. Это отрава. Поэтому выступаю за запрет весенней охоты, ведь в Китае травят уток, а здесь ими травятся люди. Скажу больше: именно из-за ужасных условий в местах зимовок популяции перелетных птиц с каждым годом сокращаются. А мы их еще встречаем стрельбой. Причем многие бьют сверх всяких норм. Посмотрите, в магазинах и на рынках уже появились утки и гуси по цене 500-1000 рублей и выше, добытые весной. Среди них лежат даже "краснокнижные" особи. Не понимаю, почему по таким торговым точкам не проводят рейды и не наказывают их владельцев и тех, кто сдает на реализацию незаконную добычу, - возмущается ученый.
Гермогенов и его сторонники считают, что открывать надо только осеннюю охоту. Птицы, откормившиеся на чистых озерах, уже избавлены от той начинки, которую приносят в себе из Юго-Восточной Азии.
- Но и здесь есть опасности. Дело в том, что наши производители охотничьего снаряжения не перешли на выпуск медной дроби, до сих пор используя свинцовую. Это приводит к тому, что дно самых привлекательных для охотников озер усыпано свинцом. В бассейне реки Колыма, к примеру, в некоторых водоемах на квадратный метр приходится от 40 до 1000 дробин! В этом нет ничего удивительного. В тех краях бригада из пяти охотников за сезон добывает по 1000, а порой до пяти тысяч турпанов (что там эта фотография с 250 гусями!). Я не говорю уже о презрении всяких норм добычи, но ежегодно в одних и тех же местах пять тысяч раз стреляют в воду! А потом эту свинцовую дробь с мышьяком глотают утки. А уток ест человек. Я бы вообще порекомендовал нашему минздраву проверить организмы жителей колымских улусов на содержание этих элементов. Боюсь, медиков могут ждать неприятные открытия, - считает Николай Гермогенов.
Недавний случай с особо охраняемыми стерхами показал, насколько опасна свинцовая дробь для живого организма. Осенью две молодые птицы, улетая на юг с территории Среднеколымского района, смогли добраться только до реки Амга. Местные жители обратили внимание на явно больных белых журавлей. Потом их нашли мертвыми. Желудки были полны дроби - полуистертой и вполне свежей. То есть стерхи "питались" ею все лето. Именно она их погубила.
Этот скандал не вышел за рамки научных кругов, и Гермогенов считает, что зря.
- У нас всего около четырех тысяч стерхов, два из них погибли из-за дроби на глазах у людей. А сколько их (да и других птиц) гибнет в укромных уголках! И сколько людей подвергают себя опасности, когда такая отравленная добыча идет в котел… На свинцовую дробь надо ставить табу, - говорит Николай Иванович.
…Борьба с браконьерством и просветительская работа приносят свои плоды. Конечно, среди 90 тысяч зарегистрированных в Якутии охотников многие не хотят считаться с нормами и правилами. Но в целом, как отмечают в министерстве охраны природы республики, с каждым годом люди с ружьями становятся все более сознательными.
- Есть отдаленные деревни, где привыкли охотиться по старинке, без разрешений. Но даже оттуда люди едут в райцентры, чтобы получить все необходимые документы, - говорит заместитель министра Николай Додохов.
Другой вопрос, как быть с проблемами, которые невозможно решить на территории отдельно взятого региона. С угрозами птичьим популяциям, исходящими не только из далеких южных краев, но и от российских производителей патронов. С угрозами охотникам, которые стали исходить от добычи…